Тормозная система ваз 2109: схема, прокачка, ремонт

Тормоза являются одной из важнейших систем транспортного средства. Они должны находиться всегда в исправном состоянии, так как от них зависит безопасность на дороге. Одной из процедур, которые проводятся во время ремонта тормозов является прокачка тормозной системы (ТС). На ВАЗ 2109 ее провести несложно, действуя пошагово согласно инструкции.

Эта процедура проводится с целью восстановления ее
работоспособности и эффективности. Путем прокачивания удаляют воздух из магистралей
ТС.  Эту процедуру проводят после
проведения каких-либо мероприятий с тормозной системой:

  • Ремонтных работ;
  • замены тормозной жидкости (ТЖ);
  • замены резиновых трубок:
  • замены колодок.

Во время ремонтных работ и смены тормозухи в систему может
попасть воздух. Его наличие в магистралях ТС очень опасно – педаль тормоза
просто не реагирует на нажатие и остановить автомобиль невозможно. Поэтому
необходимо его удаление.

При работе с тормозной жидкостью нужно проявлять
осторожность, так как она и ее пары очень ядовиты. Работать желательно в
перчатках. Если тормозуха попала на кожу, ее нужно немедленно смыть теплым
мыльным раствором. Нельзя допускать, чтобы ТЖ попала на провода или пластиковые
детали и отделку во время заливки жидкости в бачок. 

Основные правила прокачки и подготовительные мероприятия

Тормозная система Ваз 2109 представляет собой два
независимых контура. При отказе одного из них, действует другой, это повышает
безопасность движения.

Если работы проводились только на одном из цилиндров или
других элементах системы тормозов, то прокачивают соответствующий контур, на
котором был ремонт.

Если менялись тормозные шланги, ТЖ или снимался главный
цилиндр, необходимо прокачать оба контура.

Прокачка осуществляется в строго определенном порядке, если его не придерживаться, процедура будет бесполезной и проблемы с педалью останутся. Прокачать можно лишь один контур.

Если прокачиваются оба, то начинают процесс с заднего правого колеса. Далее перемещаются к левому колесу спереди. Далее возвращаются к задней колесной паре и прокачивают заднее левое колесо, а заканчивают на переднем правом.

Порядок прокачки ТС описан в мануале «девятки».

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Перед выполнением работ нужно проверить ТС на герметичность.
Для этого автомобиль загоняют на подъемное устройство или яму для осмотра.
Места соединений труб и магистралей очистить от грязи без применения острых
предметов и ударов. Очищать нужно ветошью, совершая вертикальные и круговые
движения. Сначала одну сторону, затем другую.

Прокачав несколько раз педаль, нужно зафиксировать ее в
нажатом состоянии, спустится под машину и проверить все соединения и состояния
шланг. Они должны быт сухими. Если обнаружены протечки в соединениях, их нужно
ликвидировать, выполнив затяжку соединений. Подтягивать нужно аккуратно, без
лишних усилий. Проверить крепления трубок к кузову. При необходимости заменить
новыми.

Сделать визуальный осмотр резиновых деталей. Если на оболочке
есть трещины или порывы, они подлежат замене. Они могли стать непригодными по
причине механических повреждений или из-за попадания на них рабочих жидкостей.
Шланги по техническим стандартам производителя положено менять через 5 лет
эксплуатации или 150 тыс. км пробега. Проверку следует провести и в подкапотном
пространстве.

Чтобы прокачка была эффективной, к ней нужно грамотно
подготовиться. Следует выполнить следующие действия:

  • Проверить, на каком уровне в расширительном
    бачке находится ТЖ. Если ее уровень ниже максимума, то доливаем жидкость до
    необходимого уровня.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Подготовить пустую емкость, можно взять
    пластиковую бутылку. Залить в нее немного тормозной жидкости.
  • Приготовить резиновый или виниловый прозрачный
    шланг. Его внутренний диаметр должен соответствовать диаметру спускового
    клапана на рабочих цилиндрах, суппортах. Если найти шланг не удалось, можно на
    время процедуры снять со стеклоомывателя.
  • Из инструментов понадобится накидные ключи на
    «8» и «10».
  • Если задняя пара колес в подвешенном состоянии,
    то нужно вставить отвертку между пластиной и регулятором давления, чтобы его
    заблокировать. После работ отвертку нужно убрать.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Процедуру прокачки сложно провести в одиночку,
    обязательно нужно позвать второго человека. Помощник нужен для того, чтобы в
    салоне выполнять нажатия на тормоза для нагнетания давления в ТС.
  • Перед работами нужно ослабить накидным ключом затяжку
    клапанов на один оборот.

Процедура удаления воздуха из тормозной системы: пошаговая инструкция

После проведения подготовительных работ приступаем к
процедуре прокачки. Она состоит из следующих действий:

  • Сначала откручиваем крышку бачка с ТЖ.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Открученную крышку кладем на двигатель, подложив
    под нее ветошь. Уровень тормозухи должен находиться выше максимума.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Помощник в кабине по команде нажимает раз 5-9 на
    педаль тормоза и оставляет ее нажатой до упора, благодаря этому нагнетается
    давление в ТС.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Второй человек в это время снимает со штуцера
    цилиндра, защитный колпачок.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Надевает на спускной клапан приготовленный шланг. Второй конец опускает на самое дно в емкость с налитой ТЖ, чтобы он погрузился.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Затем штуцер выкручивают на 3/4 оборота, пока не
    потечет рабочая жидкость из системы. Вместе с ней выходит воздух.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Определить, что в магистралях тормозов присутствует
    воздух, можно определить по пузырькам, которые появятся в жидкости, находящейся
    в емкости для слива.  
  • Когда жидкость перестанет течь, закручиваем
    штуцер. Педаль отпускается.
  • Далее снова помощник помогает создать давление в
    ТС путем нажатия на тормозную деталь. Повторяем операцию, пока в льющейся
    жидкости будут присутствовать воздушные пузырьки.
  • Аналогичную операцию проводим на каждом колесе.
  • Когда все колеса будут прокачаны, воздух
    полностью выйдет из системы.

Во время работ по прокачке нужно все время следить за
уровнем ТЖ в бачке, так как она постепенно из него выходит. Уровень должен быть
чуть выше максимума, при меньших показателях ТЖ нужно доливать.

Недопустимо
опустошение бачка, так как в этом случае воздух проникнет в ТС и придется всю
процедуру повторить сначала. По завершению прокачки, затягиваем до конца
штуцера и надеваем на них колпачки.

Как прокачать систему без помощника

Не всегда можно найти человека, который бы помог с прокачкой. Некоторые любят все делать сами без посторонних людей. Прокачать систему тормозов вполне реально самому без помощника. Для проведения процедуры необходимо приобрести Аэратор. Это недорогое приспособление можно приобрести в любом магазине, торгующем запчастями для автомобилей.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Проводят процедуру по следующему алгоритму:

  • Чтобы направить воздух из колеса в бачок для
    создания требуемого давления, соединяем вентили на колесе и расширительном
    бачке.
  • Автомобиль следует поднять домкратом.
  • Демонтируем колесо, откручиваем спускной клапан
    цилиндров для прокачивания.
  • Созданное раннее давление, дает возможность
    выгнать воздух.

Давление из шины можно получить путем подключения компрессора или насоса.

Самодельное устройство для прокачки тормозов.

Тестирование эффективности работы ТС

Не стоит после ремонта ТС сразу же выезжать на дорогу.
Необходимо проверить работу тормозов. Для этого следует выехать на дорогу, где
редко проезжают машины. Выбрать нужно асфальтное дорожное покрытие. Оно должно
быть ровным и сухим. Набираем на автомобиле скорость 40 км/ч. Жмем на тормоза,
чтобы заблокировать колеса. Не снимаем с педали ногу, пока автомобиль
перестанет двигаться. 

Рулеткой измеряем длину тормозного пути. Повторяем действия, проехав в другую сторону. Теперь нужно сравнить показания обоих путей.

Если они отвечают норме, можно спокойно эксплуатировать
автомобиль. По техническим нормам при исправной ТС тормозной путь для
автомобиля ВАЗ 2109 составляет 12,2 метра. Эти показания актуальны, если
соблюдены требуемые условия для проведения тестирования: скорость 40 км/ч,
состояние и качество покрытия.

После успешного прохождения теста можно с уверенностью выезжать на трассу. Педаль тормоза четко прореагирует на нажатие. Прокачка ТС своими руками на девятке позволит сэкономить время и деньги на посещении станции техобслуживания.

Прокачка тормозов на ВАЗ 21099.

Источник: https://labavto.com/vaz/2109/remont-tormozov-vaz-2109-prokachivaem-tormoznuyu-sistemu/

Тормозная система ВАЗ 2109

Тормозная система (далее по тексту ТС) автомобилей, производимых отечественными машиностроительными заводами вплоть до 1989-1990 годов, не отличались наличием инновационных технических устройств, обеспечивающих простоту, удобство и высокий уровень безопасности в процессе эксплуатации транспортного средства. Не явилась исключением из «правила» тормозная система «ВАЗ 2109». Водитель «девятки» (самой популярной и престижной в то время модели) мог лишь мечтать о системах, подобных современным «ABS», «SBS» или «EBD».

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Устройство и схема тормозной системы ВАЗ 2109

Рассматривая тормозную систему «девятки» следует сделать существенную оговорку о том, что она, по сути, — оптимизированная копия системы тормозов «ВАЗ 2108», поскольку именно эта модель первой получила такую тормозную систему.

От своей предшественницы «ВАЗ 2109» досталась ТС, главной конструктивной особенностью которой стало диагональное разделение тормозных контуров, значительно повышающее уровень безопасной эксплуатации.

Своеобразное разделение «зон ответственности» (за функционирование переднего правого и заднего левого тормозного механизма отвечает контур гидропривода, за работу заднего правого и переднего левого – тормозной контур) позволило обеспечить достаточно эффективное торможение транспортного средства в случае нарушения работоспособности одного из контуров.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Одним словом, такая схема тормозной системы «ВАЗ 2109», посредством перераспределения функций между контурами, компенсирует риск возникновения негативных последствий при отказах элементов тормозной системы.

Основополагающим принципом схемы функционирования тормозной системы «ВАЗ 2109» является действие фрикционных (использующих принцип трения) механизмов. Подавляющее большинство  «девяток», оснащалось тормозными механизмами двух типов: дисковыми (впереди) и барабанными (сзади).Структура ТС включает два основных элемента:

  • Тормозной механизм, выполняющий непосредственное торможение вращения колеса.
  • Тормозной привод, функциональным назначением которого является передача преобразованного усилия на торможение от водителя к тормозному механизму.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Гидравлический привод тормозной системы «девятки» мало отличается от приводов ТС большинства «классических моделей» Волжского автозавода и состоит:

  • Главного тормозного цилиндра (поз.3)
  • Вакуумного усилителя тормозов (поз.6).
  • Тормозной педали (поз.11).
  • Расширительного бака, оснащенного датчиком уровня рабочей жидкости (поз.5).
  • Передних (поз.1) и задних (поз.7) тормозных механизмов.
  • Регулятора давления тормозов (поз.9) с рычагом (поз.10) и упругим рычагом привода (поз.8).
  • Трубопроводов двух раздельных тормозных контуров (поз.2 и поз.4).
  • Системы гибких шлангов переднего (поз. А) и заднего (поз. В) тормозов.

Технические усовершенствования, реализованные в ТС «ВАЗ 2109», касаются отдельных элементов системы (главный тормозной цилиндр, регулятор давления, вакуумный усилитель тормозов и т.д.) и носят настолько узкоспецифический характер, что обычному любителю, как правило, не интересны.

Читайте также:  Как отрегулировать фары на ваз-2110 своими руками: инструкция с видео

Система стояночного (ручного) тормоза, установленная на «девятке», имеет тросовый привод и основана на затормаживании задних колесных барабанов тормозными колодками посредством их раздвижения.

Ремонт тормозной системы ВАЗ 2109 своими руками

  • В данной части нашего повествования мы рассмотрим процедуры ремонта узлов тормозной системы «девятки». Итак:
  • Замена тормозных колодок
  •  Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

При уменьшении толщины фрикционных накладок до величины в 1,5 миллиметра заклепочное соединение, связывающее их с основанием, теряет жесткость. Это приводит к образованию глубоких царапин (сколов) на поверхности накладок. Перед установкой новых накладок их необходимо тщательно удалить.

Работы по замене выполняются следующим образом:

  • На автомобиле, зафиксированном в неподвижном состоянии, отключается «-» клемма аккумуляторной батареи.
  • Выполняется контроль уровня тормозной жидкости в системе. Уровень, соответствующий середине отрезка между отметками «MIN» и «MAX», считается наиболее приемлемым, поскольку предотвращает выдавливание рабочей жидкости в процессе сжатия поршней.
  • Демонтируется колесо.
  • Поверхность тормозного диска и суппорта очищается от загрязнений.
  • Снимается уплотнитель стойки кронштейна, фиксирующий тормозной шланг.
  • Демонтируется шплинт фиксации стопорной шайбы крепежного болта направляющего пальца.
  • Выкручивается фиксирующий болт, откидывается корпус и демонтируются тормозные колодки.
  • После замены фрикционных накладок установка элементов тормозного узла выполняется в обратном порядке.

Внимание! Замену колодок с каждой стороны выполняйте попарно. Несоблюдение данной рекомендации инициирует неравномерное торможение колес, что достаточно опасно для транспортных средств с передним приводом.

Замена ГТЦ (главного тормозного цилиндра)

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Как правило, ремонт неисправного ГТЦ не обеспечивает получение необходимого результата. Поэтому на практике используется такой метод ремонта тормозного узла, как замена его новым.

  • Порядок выполнения ремонтных мероприятий выглядит следующим образом:
  • Транспортное средство обесточивается посредством отсоединения минусовой клеммы аккумулятора.
  • Снимается колодка проводов датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.
  • Не отсоединяя полностью, ослабляется фиксация тормозных трубок.
  • Отворачиваются гайки, соединяющие ГТЦ с ВУТ (вакуумным усилителем тормозов).
  • Выкручиваются и удаляются тормозные трубки.
  • ГТЦ снимается со шпилек, а на его место устанавливается новый агрегат, после чего затягиваются гайки.
  • Уровень тормозной жидкости доводится до отметки «MAX».
  • Подсоединяются трубки тормозных магистралей.
  • Проводятся мероприятия по удалению воздуха из контура тормозной системы

  Замена задних тормозных цилиндров 

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Симптомами нарушения работоспособности тормозного цилиндра являются подтеки тормозной жидкости на внутренней поверхности колесного диска.

Они свидетельствуют об ухудшении состояния уплотнительных манжет или о нарушении герметичности узла из-за  образования царапин на поршне. Ремонт тормозного цилиндра может быть эффективен, но для этого необходимы соответствующие знания и навыки.

Поэтому, наиболее распространенным методом устранения неисправности задних тормозных цилиндров служит все же его замена. Выполняется это так:

  • Рычаг КПП устанавливается в положение, соответствующее первой передаче и демонтируется колесо.
  • Выполняется демонтаж тормозного барабана и тормозных колодок. В некоторых случаях колодки могут оставаться на месте, необходимо лишь произвести их разъединение посредством снятия верхней пружины.
  • Болты крепления цилиндра к тормозному щитку и тормозная трубка очищаются от загрязнений.
  • Фиксирующие болты ослабляются на несколько оборотов.
  • Отверстие тормозной трубки глушится посредством колпачка (деревянной пробкой), после чего трубка демонтируется.
  • Болты крепления цилиндра выкручиваются полностью, после чего агрегат удаляется со своего штанного места.
  • Установка нового агрегата производится в порядке, обратном описанному выше.
  • Финальным этапом ремонтного процесса должен стать процесс удаления воздуха из заднего контура тормозной системы.
  1. Ремонт рычага привода стояночного тормоза 
  2. Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт
  3. Единственным вариантом устранения неисправности, характеризующейся такими симптомами, как повышенный износ зубьев фиксации положения рычага, его механическое повреждение или заклинивание, нарушение работоспособности механизма фиксации, является замена устройства новым. Выглядит это следующим образом:
  • Транспортное средство обесточивается посредством отключения аккумуляторной батареи.
  • Под днищем автомобиля отворачиваются регулировочная и контрольная гайка, посредством которых трос привода крепится к уравнителю.
  • Уравниель демонтируется с тяги рычага стояночного тормоза.
  • В салоне автомобиля освобождается от пластика и декоративной обшивки люк тоннеля крепления рычага.
  • Удаляется стопорное кольцо тяги привода.
  • Освобождается от фиксации (при необходимости) и демонтируется рукоять рычага стояночного тормоза и меняется стяжная пружина.
  • Сборка узла производится в последовательности, обратной приведенной выше.

 Порядок замены вакуумного усилителя тормозов 

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

  • Вакуумный шланг отсоединяется от вакуумного усилителя тормозов (далее ВУТ).
  • Колодка (с проводами питания) отстыковывается от датчика уровня рабочей (тормозной) жидкости.
  • В салоне транспортного средства удаляется стопорная скоба пальца, соединяющего тормозную педаль с тягой ВУТ, после чего выполняется разъединение деталей.
  • В подкапотном пространстве откручиваются гайки фиксации ГТЦ, сам агрегат снимается и убирается в сторону.

Внимание! В ходе выполнения ремонтно-восстановительных работ осуществляйте контроль состояния тормозных трубок (отсутствие трещин, перегибов, деформаций и т.д.).

  • Освобождаются узлы крепления кронштейна и ВУТ к кузову автомобиля, что позволяет демонтировать весь узел в сборе.
  • Сборочные мероприятия выполняются в обратном порядке.

 Контроль работоспособности обратного клапана ВУТ 

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Проверка функционирования механизма производится посредством многократного нажатия тормозной педали, создающего высокое давление в тормозной системе. Тормозная педаль занимает крайнее верхнее положение.

После запуска силового агрегата педаль, опустившаяся вниз, свидетельствует об исправной работе обратного клапана. Иной результат является призывом к проведению проверки его герметичности и герметичности шланговых соединений.

Герметичность клапана производится при помощи герметичной груши, одетой на штуцер присоединения шланга. Нажимая на грушу, инициируем выпуск воздуха через клапан. Отпуская грушу, наблюдаем за его состоянием. Разжавшаяся груша свидетельствует о нарушении герметичности обратного клапана и необходимости его замены исправным.

  • Замена регулятора давления в тормозной системе
  • Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт
  • Наиболее характерным признаком нарушения работоспособности служит «заносов кузова» транспортного средства, возникающее в результате неравномерного распределения нагрузки (давления тормозной жидкости) по тормозным цилиндрам системы. Процесс замены регулятора включает в себя выполнение следующих мероприятий:
  • Отсоедините упругий рычаг от задней балки. Для этого необходимо удалить стопорное кольцо, извлечь палец и серьгу.
  • Посредством специального ключа отстыкуйте (предварительно промаркировав) тормозные трубки, подведенные к регулятору. Во избежание утечки рабочей жидкости отверстия трубок необходимо заглушить.
  • Демонтируйте кронштейн совместно с регулятором.
  • Снимите регулятор с кронштейна и замените его.
  • Соберите узел, выполнив действия, описанные выше, в обратном порядке.

Основы безопасной эксплуатации тормозной системы «ВАЗ 2109» 

Как уже говорилось выше, исправность элементов тормозной системы – основа эксплуатационной и дорожной безопасности. Это накладывает на водителя определенный круг обязанностей, в числе которых и своевременный ремонт тормозной системы «ВАЗ 2109». Наиболее распространенными неисправностями ТС, оказывающими существенное влияние на ее работоспособность, считают:

  • Низкая эффективность функционирования ТС, в том числе и стояночной ее составляющей.
  • Рост хода (холостого) педали гидравлического привода.
  • Нарушение герметизации контуров тормозной системы, вызывающее утечку рабочей жидкости.
  • Увеличение усилия, необходимого для нажатия тормозной педали.
  • Смещение (увод) транспортного средства от прямолинейной траектории, возникающее в момент торможения.  

Наиболее распространенными способами своевременного обнаружения неисправностей ТС являются регулярный визуальный осмотр узлов (агрегатов) системы, контроль уровня тормозной жидкости и анализ работоспособности тормозных элементов.

Источник: https://VipWash.ru/tormoznaya-sistema/remont-tormoznoi-sistemy-vaz-2109

Главный тормозной цилиндр ВАЗ-2109: устройство, схема и отзывы :

Главный тормозной цилиндр ВАЗ-2109 необходим для обеспечения нормальной работы цилиндров и суппортов, которые зажимают колодки и останавливают машину. Конструкция всей системы довольно простая – здесь нет никаких излишеств вроде антипробуксовочной системы, даже датчиков, сигнализирующих о чрезмерном износе колодок, вы тоже не найдете.

Контроль за состоянием элементов должен осуществлять водитель. В помощь ему имеется только лишь датчик уровня на расширительном бачке. При снижении уровня тормозной жидкости ниже критической отметки на приборной панели загорится сигнальная лампа.

Общая схема системы

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Система привода тормозов здесь гидравлического типа, функционирование происходит с помощью двух контуров, они работают независимо друг от друга. Применение двухконтурной системы оправдано безопасностью. Если один из суппортов будет протекать либо оборвется шланг, вы все равно сможете остановить автомобиль. Даже непосредственно на главном тормозном цилиндре ВАЗ-2109 может иметься течь. Но машину всё равно можно будет остановить.

Правда, если тормозная система будет работать только на одном контуре, вы ощутите дискомфорт. Автомобиль будет тянуть в одну какую-то сторону при торможении. Также снижается эффективность торможения.

По этим причинам продолжать пользоваться автомобилем, у которого неисправна тормозная система, категорически запрещено. При помощи главного тормозного цилиндра ВАЗ-2109 создается давление внутри системы.

Когда водитель нажимает на педаль тормоза, он перемещает шток и поршень внутри цилиндра. При этом повышается давление внутри шлангочек и трубочек.

На каждом из колес устанавливаются исполнительные устройства. Это рабочие цилиндры, которые находятся на задних колесах. А также суппорты на механизмах передних колес. С помощью этих элементов разжимаются задние колодки и сжимаются передние. При этом под воздействием силы трения между дисками, барабанами и колодками осуществляется торможение автомобиля.

Передний тормоз

Непосредственно на ступице жестко зафиксирован металлический диск. Крепление тормозного диска осуществляется с помощью:

  1. Небольших шпилек конической формы, которые выполняют функцию направляющих для колес.
  2. Болтов, которыми произведено крепление колеса к ступице.

Частота вращения у диска и колеса всегда будет одинакова. Следовательно, чтобы произвести торможение автомобиля, необходимо остановить все его колёса. Для этого нужно зажимать диск с помощью колодок и тормозных суппортов.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Суппорты имеют две части — внешнюю и внутреннюю. На внутренней части располагается цилиндр, в нём устанавливается стальной поршень.

Под воздействием давления, которое создается главным тормозным цилиндром ВАЗ-2109, происходит движение этого поршня, он воздействует на колодку, расположенную изнутри. Внешняя часть суппорта при этом двигается навстречу.

При снижении давления в системе колодки возвращаются в исходное положение под действием пружин.

Задние тормоза

Конструкция тормозов, которая находится на задних колесах, имеет примерно такую же схему. Только вместо диска используется барабан. Он изготавливается из алюминиевого сплава, внутри которого находится стальная обойма.

Колодки изготовлены из металла, внешняя часть которых соприкасается с барабаном, наклеены специальные накладки. Они изготавливаются из различных фрикционных материалов.

Колодки приводятся в движение при помощи тормозных цилиндров.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Этот элемент позволяет под действием давления, создаваемого главным тормозным цилиндром ВАЗ-2109, разжать колодки.

Ресурс задних барабанов и колодок намного выше, нежели аналогичных элементов передних тормозов. Причина кроется в том, что на задние колеса приходится не больше 30 % нагрузки при торможении.

Читайте также:  Резистор печки лада приора с кондиционером и без: замена

Ресурс задних элементов тормозной системы примерно в два-три раза выше, нежели у передних.

Главный тормозной цилиндр

Конструкция у этого элемента довольно простая. Изготавливается главный цилиндр из специальных алюминиевых сплавов. Цельный корпус, к которому производится крепление расширительного бачка и трубок, с помощью которых жидкость подается на исполнительные механизмы.

Устройство главного тормозного цилиндра ВАЗ-2109 чем-то похоже на двигатель внутреннего сгорания. Внутри имеется полость, она идеально ровная, в ней происходит движение двух поршней под действием педали.

На внешней стороне у этих поршней находятся резиновые уплотнительные манжеты. Они необходимы для повышения герметичности. Ремкомплект главного тормозного цилиндра ВАЗ-2109 обязательно содержит эти манжеты.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Сверху на цилиндр устанавливается расширительный бачок, изготовлен он из пластмассы. На нём находится пробка, внутри которой встроен поплавковый датчик уровня. Он не показывает промежуточные значения, а позволяет просто включить цепь питания лампы при снижении уровня жидкости в системе.

Как нужно обслуживать главный цилиндр

Конструкция тормозной системы на девятках примерно такая же, как и на классических моделях. Отличие лишь в том, что детали тормозной системы ВАЗ-2109 намного крепче и мощнее, так как машина способна развивать более высокие скорости, следовательно, нужно быстрее ее останавливать.

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

Нет необходимости производить обслуживание главного тормозного цилиндра, если он функционирует нормально. Но старайтесь менять тормозную жидкость, при необходимости доливайте и следите за тем, чтобы в системе не произошло утечки. Если появилась течь из главного цилиндра, необходимо провести ремонт его или же полную замену.

Замена или ремонт?

Цена главного тормозного цилиндра ВАЗ-2109 составляет около 1000 руб. Ремкомплект обойдется вдвое дешевле. Но целесообразность его установки весьма спорная. При ремонте вам потребуется провести следующие действия:

  1. Слить жидкость из расширительного бачка.
  2. Демонтировать расширительный бачок.
  3. Выкрутить трубки, которые находятся на тормозном цилиндре.
  4. Выкрутить две гайки, которыми крепится корпус главного цилиндра к вакуумному усилителю.
  5. Ослабить крепление стопорного болта, который удерживает первый поршень.
  6. Вытянуть поршень из цилиндра. Делать это нужно аккуратно, чтобы не выскочила пружина. Старайтесь не растерять все элементы.
  7. Ослабить крепление стопорного болта, удерживающего второй поршень, и вынуть элемент из цилиндра.

Установка нового цилиндра

Схема главного тормозного цилиндра ВАЗ-2109 такая же, как и на автомобилях классической серии:

Тормозная система ВАЗ 2109: схема, прокачка, ремонт

После этого необходимо установить новые манжеты и поршни и зафиксировать устройство на месте. Но намного лучше поменять главный тормозной цилиндр ВАЗ-2109. Как это сделать своими руками:

  1. Зафиксируйте корпус цилиндра при помощи двух гаек на вакуумном усилителе.
  2. Установите тормозные трубки.
  3. Зафиксируйте на цилиндре расширительный бачок.

После этого необходимо обязательно залить жидкость в систему и осуществить прокачку тормозов. Если это не сделать, то внутри системы будут воздушные пробки, которые не позволят добиться максимальной эффективности торможения.

Источник: https://www.syl.ru/article/343544/glavnyiy-tormoznoy-tsilindr-vaz—ustroystvo-shema-i-otzyivyi

Тормозная система ВАЗ 2109: схема устройства, ремонт главного цилиндра и других механизмов

Автопром до начала 2000-х не был избалован техническими новшествами, существенно упрощая жизнь автомобилистам.

Тормозная система ВАЗ 2109 также не отличалась наличием инновационных технических устройств, обеспечивающих удобство и высокую безопасность при передвижении транспортного средства.

Хозяин «девятки» (самой популярной и авторитетной в то время модели) мог лишь мечтать о таких системах как ABS (антиблокировочная система), SBS (скандинавская тормозная система) или EBD (распределение тормозных усилий).

Тормозная система (ТС) была проста, и в этом был ее плюс и минус. Она заметно уступала лучшим образцам мирового автопрома в функциональности. Преимуществами ее были высочайшая выносливость и ремонтопригодность. «Девяточные» тормоза выдерживали езду по отечественным дорогам, а их ремонт можно было провести в частном гараже своими руками.

Устройство ТС ВАЗ 2109

Говоря о ТС ВАЗ-2109, следует признать, что более правильным будет применение термина «тормозная система ВАЗ-2108». Именно на «восьмерке» и оказалась реализована схема указанной ТС.

Узлы, детали и агрегаты «девятки» были доработаны и оптимизированы, но ТС принципиально не отличалась от системы торможения российских заднеприводных автомобилей.

Ее главной конструктивной особенностью является диагональное разделение тормозных контуров, значительно повышающее уровень безопасной эксплуатации.

За функционирование переднего правого и заднего левого тормозного механизма отвечает контур гидропривода, за работу заднего правого и переднего левого — тормозной.

Своеобразное разделение «зон ответственности» позволило обеспечить достаточно эффективное торможение транспортного средства в случае нарушения работоспособности одного из контуров. Посредством перераспределения функций между контурами компенсируется риск возникновения негативных последствий при отказе одного из элементов ТС.

Основополагающим принципом схемы функционирования тормозов является действие фрикционных (использующих принцип трения) механизмов. Подавляющее большинство «девяток» оснащалось тормозными механизмами двух типов: дисковыми (впереди) и барабанными (сзади).

Главные элементы системы

ТС автомобиля включает множество вспомогательных деталей, но главным элементом конструкции является ТЦ, который создает давление в трубах. Этот элемент сделан из поршня, двигающегося по идеально плоской поверхности. Резиновые кольца используются для того, чтобы уплотнить соединения между компонентами.

Структура ТС включает еще два основных элемента: механизм, выполняющий непосредственное торможение вращения колеса, и привод, передающий преобразованное усилие на торможение от водителя к тормозному механизму. Гидравлический привод ТС «девятки» мало отличается от элемента, установленного в большинстве классических моделей Волжского автозавода.

Главные элементы системы:

  • ГТЦ — главный тормозной цилиндр;
  • вакуумный усилитель;
  • педали;
  • расширительный бак, оснащенный датчиком уровня рабочей жидкости;
  • передние и задние механизмы;
  • регулятор давления с рычагом и упругим рычагом привода;
  • трубопроводы двух раздельных контуров;
  • система гибких шлангов переднего и заднего колес;
  • тормозная жидкость.

Стояночный тормоз (ручник), установленный на «девятке», имеет тросовый привод и основан на затормаживании задних колесных барабанов колодками посредством их раздвижения.

Схема тормозной системы

Схема системы тормозов ВАЗ 2109 не имеет сложных деталей, что упрощает ремонт и делает эту машину идеальной для начинающих автомобилистов.

Составные компоненты рабочей ТС автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

  1. Механизм переднего левого колеса (суппорт).
  2. Шланг.
  3. Трубка.
  4. ГТЦ
  5. Механизм переднего правого колеса (суппорт).
  6. Шланг.
  7. Трубка.
  8. Бачок ГТЦ.
  9. Вакуумный усилитель (ВУ).
  10. Педаль.
  11. Трубка.
  12. Шланг.
  13. Механизм заднего правого колеса.
  14. Регулятор давления (РД) жидкости в механизмах задних колес.
  15. Рычаг РД.
  16. Механизм заднего левого колеса.
  17. Шланг.
  18. Трубка.

Частые поломки

В «девятке» каждая из неисправностей ТС может привести к непоправимым последствиям, угрожающим жизни человека.

  1. Не работает педаль тормоза. При нажатии на нее нагрузка получается слегка повышенной. Даже если водитель не сильно нажал на педаль, торможение становится слишком ощутимым. При этом автомобиль движется «скачкообразно»: сначала идет быстро вперед, а затем возвращается обратно.
  2. Машину заносит в сторону. Иногда во время торможения автомобиль ведет себя не так, как обычно. Его то заносит на сторону, то он быстро подается вперед. Решение этой проблемы есть. Требуется провести полную диагностику автомобиля в автосалоне.
  3. Длинный путь торможения. В этом случае при нажатии на педаль торможения может и не происходить.
  4. Колеса тормозят не одновременно. Этот случай достаточно редкий. Тормозной путь увеличивается в несколько раз, и автомобиль начинает вилять.
  5. Вышел из строя вакуумный усилитель. Основным признаком, который подсказывает водителю о выходе из строя этого элемента, является затруднительный ход педали. Это чревато плохим торможением, что может в экстренном случае привести к аварии. На «девятке» замена вакуумного усилителя должна обязательно проводиться. Это можно сделать либо на СТО, либо в личном гараже собственноручно.

Ремонт поломок в ТС

Во избежание внештатных ситуаций на дороге необходимо следить за ТС и проводить диагностику в положенные сроки. При обнаружении поломок проводить ремонт.

Неисправности в ТС и способы их устранения на автомобилях ВАЗ 2108, 2109 и 21099.

Увеличенный рабочий ход педали тормоза
Утечка жидкости из цилиндров Заменить вышедшие из строя детали цилиндров,промыть и просушить колодки, диски и барабаны, а также сделать профилактику системыгидропривода
  • Воздух в ТС
  • Удалить воздух из системы
  • Повреждены резиновые уплотнительные кольца в ГТЦ
  • Заменить кольца и произвести прокачку системы
  • Повреждены резиновые шланги гидропривода
  • Заменить элементы и прокачать систему
  • Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)
  • Отшлифовать диск. Если его толщина менее 10,8 мм, потребуется замена
  • Утечка жидкости черезуплотнительные кольца толкателя РД
  • Заменить уплотнительные кольца
  • Недостаточная эффективность торможения
  • Замасливание накладок на колодках механизмов
  • Зачистить накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устранить причину попадания жидкости или смазки на колодки
  • Заклинивание поршней в цилиндрах
  • Убрать причины заклинивания, поврежденные детали заменить и прокачать систему
  • Полный износ накладок и колодок
  • Заменить колодки
  • Перегрев механизмов
  • Немедленно остановиться и дать остынуть механизмам
  • Применение колодок снесоответствующими накладками
  • Применять колодки, только рекомендуемыезаводом-изготовителем
  • Неправильная регулировка РД
  • Отрегулировать привод РД
  • Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали)
  • Заменить поврежденные детали, прокачать систему
  • Неполное растормаживание всех колес
  • Отсутствует свободный ход педали
  • Отрегулировать свободный ход педали
  • Нарушено выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра
  • Отрегулировать выступание (1,25-0,2 мм) регулировочного болта

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

  1. Тщательно промыть всю систему тормозной жидкостью, заменить резиновые детали
  2. Заклинивание поршня главного цилиндра
  3. Проверить и при необходимости заменить главный цилиндр
  4. Притормаживание одного колеса при отпущенной педали тормоза
  5. Поломалась или ослабла стяжная пружина колодок заднего тормоза
  6. Заменить пружину
  7. Заедание поршня в цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса цилиндра
  8. Разобрать цилиндр, очистить и промыть детали, поврежденные заменить

Разбухание уплотнительных колец цилиндра из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п.

  • Заменить кольца, промыть тормозной жидкостью систему гидропривода
  • Нарушение положения суппорта относительно диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотномукулаку
  • Затянуть болты крепления, при необходимости заменитьповрежденные детали
  • Неправильная регулировка стояночной ТС
  • Отрегулировать стояночную тормозную систему
  • Занос или увод автомобиля в сторону при торможении
  • Заклинивание поршня цилиндра
  • Проверить и устранить заедание поршня в цилиндре, при необходимости заменить поврежденные детали, прокачать систему
  • Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения
  • Заменить трубку или прочистить ее и прокачать систему
  • Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок
  • Очистить детали механизмов
  • Неправильная регулировка привода РД
  • Отрегулировать привод
  • Неисправен РД
  • Отремонтировать или заменить регулятор
  • Нарушены углы установки колес
  • Отрегулировать углы установки колес
  • Разное давление в шинах
  • Установить нормальное давление
  • Не работает один из контуров ТС (сопровождается ухудшением эффективности торможения и увеличенным ходом педали)
  • Заменить поврежденные детали
Читайте также:  Плавают обороты лады гранта 8 и 16 клапанов на холостом ходу: причины, ремонт

Правила эксплуатации ТС в девятке

При эксплуатации «девятки» необходимо строго соблюдать регламентные сроки обслуживания не только двигателя, но и ТС, а также проводить ремонт главного тормозного цилиндра (ГТЦ) ВАЗ 2109 . Это касается фрикционных накладок передних дисковых и задних барабанных тормозов. Полный износ фрикционных накладок угрожает неожиданным отказом ТС в экстремальной ситуации.

Периодически необходимо проверять состояние накладок, контролировать уровень их износа и заменять при необходимости. Тщательно надо следить за тормозами ВАЗ 2109 с точки зрения утечки жидкости сквозь изношенные прокладки и сальники.

Сверхнормативный износ герметизирующих элементов сопровождается:

  • риском недостаточного усилия в ТЦ;
  • провалом педали при движении авто;
  • увеличением тормозного пути.

Все перечисленное создает очень серьезные риски. ТС — одна из критически важных систем обеспечения безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Требования к тормозной системе при техосмотре

Для того, чтобы точнее определить реальное техническое состояние автомобиля перед инструментальным контролем, лучше всего пройти диагностику на специальной станции. Это позволит установить техническое состояние автомобиля и необходимость ремонта того или иного узла.

При техосмотре особенно тщательно контролируют работу всех колес на замедление (удельная сила торможения не ниже 64%) и неравномерность их срабатывания (разброс между колесами одной оси не более 9%).

Контроль осуществляется на беговых барабанах, поэтому ТС должна быть тщательно отрегулирована перед техосмотром.

Стояночный тормоз должен удерживать автомобиль на уклоне не менее 23% без учета неравномерности действия по колесам задней оси.

Опытные специалисты утверждают, что не нужно сразу ремонтировать на станции обслуживания ТС, так как колодки должны приработаться (за 250-300 км пробега).

Если усилие остается неравномерным, нужно попробовать немного притереть диск шкуркой, чтобы убрать с него большие задиры.

Регулятор надо настроить так, чтобы он правильно перераспределять тормозное усилие между передней и задней осями автомобиля в зависимости от нагрузки.

Следует учитывать, что на неравномерность торможения влияет разность давления в шинах. Колесные элементы не должны быть перекачаны, так как это тоже снижает эффективность тормозов.

ГОСТ сохраняет также возможность визуальной проверки ТС инспектором.

В ходе процедуры автомобиль должен затормозить до полной остановки со стопроцентной блокировкой всех колес без потери прямолинейной траектории движения.

Отличия ТС других моделей ВАЗ

Автомобили ВАЗ «Классика» (модели с 2101 по 2107) оборудовались традиционной ТС с гидравлическим приводом.

В данной системе усилие, необходимое для срабатывания установленных на колеса механизмов, создается с помощью ГТЦ при нажатии водителем на педаль.

Повышенное давление от главного цилиндра по магистралям передается к колесным цилиндрам, которые сдвигают (в дисковых тормозах) или раздвигают (в барабанных) колодки.

Колеса автомобилей ВАЗ-2101 – 2107 оснащаются двумя типами тормозных механизмов:

  • современные дисковые — на передних колесах;
  • классические барабанные — на задних колесах.

Оба этих механизма относятся к фрикционным, основанным на силе трения между подвижными и неподвижными деталями. Отличие дисковых и барабанных механизмов заключается в положении и форме взаимодействия этих деталей.

У ВАЗ 2114 и 2115 применена рабочая ТС семейства ВАЗ 2110 с диагональным разделением контуров, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей ТС используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобилей ваз 2110, 2111, 2112 с достаточной эффективностью. В гидравлический привод включены ВУ (указан на рисунке под цифрой 6) и двухконтурный регулятор (цифра 9) давления задних тормозов. Стояночная ТС имеет привод на тормозные механизмы задних колес.

  1. Механизм переднего колеса.
  2. Трубопровод контура «левый передний-правый задний».
  3. Главный цилиндр.
  4. Трубопровод контура «правый передний-левый задний».
  5. Бачок главного цилиндра.
  6. ВУ- вакуумный усилитель.
  7. Механизм заднего колеса.
  8. Упругий рычаг привода регулятора давления.
  9. РД — регулятор давления.
  10. Рычаг привода регулятора давления.
  11. Педаль.
  12. А — гибкий шланг переднего тормоза.
  13. В — гибкий шланг заднего тормоза.

Видео о тормозах ВАЗ

В данном видео можно ознакомиться с ключевыми моментами при ремонте и замене тормозной жидкости.

Отзывы и комментарии

Источник: https://bibiauto.club/systems/hodovaya/tormoznaya-sistema-vaz-2109.html

Схема тормозной системы переднеприводных автомобилей ваз

Все отечественные автомобили до конца 90-х годов XX века не были избалованы техническими новинками, упрощающими жизнь водителя. Тормозная система (ТС) не была исключением из общих правил.

К примеру, водитель ВАЗ-2109 – одного из самых популярных тогда автомобилей – не мог похвастаться наличием систем активной безопасности (ABS, EBD, SBC, HBA и т.д.) и насладиться их преимуществами при торможении. Однако переднеприводные автомобили ВАЗ – это целая водительская эпоха, утолившая постсоветский голод по обладанию собственным транспортным средством.

Общее устройство ТС

Говоря о тормозной системе автомобиля ВАЗ-2109, следует признать, что более правильным будет применение термина «тормозная система ВАЗ-2108». Именно на «восьмерке» и оказалась реализована схема указанной ТС.

Узлы, детали и агрегаты новинки были доработаны и оптимизированы. Но новая тормозная система принципиально не отличалась от системы торможения российских заднеприводных автомобилей.

ТС «девятки» представлена рабочей и стояночной ТС.

В структуру рабочей ТС входят:

  • тормозной механизм, к функциям которого относится осуществление непосредственно торможения;
  • тормозной привод, служащий для преобразования и доведения команды водителя на торможение и усилия, прилагаемого им для этого.

Схема работы тормозного механизма ВАЗ-2109 основана на работе фрикционных механизмов, реализующих принцип трения деталей.

Сами тормозные механизмы расположены в колесах и представляют собой конструкции из вращающейся части (диска или барабана) и неподвижной части (специальных колодок). В отечественных машинах семейства ВАЗ используется дисковый принцип на передних колесах и барабанный – на задних. Последние модели ВАЗ-2109 стали оснащаться электронной системой контроля за изношенностью передних колодок.

Устройство тормозов ваз 2108,09,10-15

Тормозной привод автомобиля ВАЗ-2109 имеет классический вариант, основанный на двухконтурном гидравлическом (жидкостном) принципе функционирования. Схема привода включает в себя:

  1. тормозную педаль;
  2. расширительный бачок (с датчиком уровня жидкости);
  3. вакуумный усилитель торможения;
  4. главный цилиндр;
  5. шланги и трубопроводы;
  6. колесные цилиндры;
  7. регулятор давления.

По сравнению с заднеприводными моделями, тормозная система ВАЗ-2109 имеет некоторые усовершенствования в узлах и агрегатах – главном и рабочем цилиндрах, вакуумном усилителе, регуляторе давления, механической части и пр.

Однако эти изменения носят узкоспециализированный характер и понятны исключительно профессионалам, осуществляющим сервисное обслуживание и ремонт автомобилей.

Хотя есть и более существенная новация. В отличие от «классических» моделей, тормозная система ВАЗ-2109 имеет немного иной принцип функционирования привода.

Рабочая тормозная система отечественных переднеприводных авто использует диагональное разделение контуров привода: один из контуров отвечает за работу правого переднего и заднего левого механизмов, а другой – переднего левого и правого заднего.

Подобная схема функционирования независимых контуров существенно повышает безопасность торможения и минимизирует возможность общего отказа в работе тормозной системы. Она позволяет компенсировать неисправности одного контура за счет перераспределения функций на другой контур.

Стояночная тормозная система ВАЗ- 2109 (в водительском обиходе – «ручник») основана на механическом тросовом принципе раздвижения задних колодок и блокирования тормозных барабанов. Она имеет некоторые усовершенствованные решения технического характера (по сравнению с «классикой»), что достаточно сильно облегчает ее ремонт.

Основы эксплуатации ТС

Неисправности тормозной системы транспортного средства основательно подрывают безопасность дорожного движения. К примеру, неадекватное торможение может стать причиной ДТП, сделав дистанцию до впереди двигающегося автомобиля недостаточной для безаварийной остановки.

А как быть, если существует необходимость применения экстренного торможения? Именно поэтому эксплуатация и ремонт тормозной системы – это важная составляющая обязанностей водителя.

Наиболее популярные неисправности тормозной системы ВАЗ-2109 включают в себя:

  • неэффективность (как рабочей, так и стояночной ТС);
  • утечку тормозной жидкости;
  • увеличение холостого хода педали гидропривода;
  • увод (смещение) автомобиля от прямолинейного движения в момент торможения;
  • увеличение необходимого усилия на педаль тормоза.
  • Чаще всего ремонт ТС обусловлен износом и выходом из строя колодок, дисков или барабанов, элементов гидропривода (главного или колесных цилиндров, шлангов).
  • Водитель должен осуществлять постоянный мониторинг тормозной системы, своевременно обнаруживать и ликвидировать недостатки, вовремя осуществляя необходимый ремонт.
  • Для этого не следует пренебрегать периодическим визуальным анализом узлов и агрегатов системы, непосредственно контактирующих с окружающей средой, на предмет механических повреждений и коррозии.
  • Контроль за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке облегчается наличием механического датчика и электрической (световой) сигнализации, расположенной на приборной панели (в виде лампы красного цвета с изображением восклицательного знака).

Требования ПДД, предъявляемые к исправности ТС

ПДД исключают возможность движения при неисправности рабочей тормозной системы (неэффективности или негерметичности). Водитель должен произвести ремонт рабочей ТС на месте или вообще отказаться от эксплуатации автомобиля, используя буксировку (если это разрешено разделом 20 Правил) или транспортировку (перевозку на эвакуаторе).

Неэффективность «ручника» определяется конкретными фиксированными показателями, связанными с неподвижным состоянием транспортного средства. Так, автомобиль ВАЗ-2109 c полной нагрузкой должен оставаться неподвижным на уклоне не менее 16%, а в снаряженном состоянии (готовом к движению – с водителем, но без груза) – не менее 23%.

При несоответствии указанным требованиям (а, следовательно, неисправности стояночной тормозной системы) водитель обязан также воздержаться от эксплуатации автомобиля. Однако при этом ему разрешается движение с соблюдением мер предосторожности до того места, где будет осуществляться стоянка или ремонт автомобиля.

Таким образом, тормозная система ВАЗ-2109 в процессе эксплуатации доказала свою эффективность. Именно поэтому она была распространена и на другие переднеприводные модели известного отечественного бренда. Так, тормозная система ВАЗ-2110 и всего семейства «десятых» – это точная копия ТС «девятки».

Источник: https://ZnanieAvto.ru/stop/tormoznaya-sistema-vaz-2109.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector