Содержание статьи:
- Печка Лады Приора работает только в max положении – причины неисправности
- Ремонт регулятора частоты вращения вентилятора печки в Ладе Приора
- Замена радиатора отопителя (печки) Лады Приоры без кондиционера
- Чистка вентилятора отопителя Лады Приора
- Ремонт моторедуктора печки Приоры
- Устранение свиста печки Panasonic в Ладе Приора
- Доработка печки в Ладе Приора
- Замена резистора печки Лады Приора
Хочу поделиться своим опытом по ремонту своей Приоры (с кондиционером Панасоник), а точнее печки в ней. Суть вот в чём — печка работает только в max положении. Во всех остальных — тишина.
Есть несколько проблем которые приводят к этому. 1. В общем, на Приорах с кондиционером Панасоник стоит Регулятор Частоты Вращения (РЧВ) вентилятора.
Как правило он сгорает, и на консоли начинает мигать кнопка обдува и вентилятор не дует.
Он находится под пластмассовым воздухозаборником со стороны водителя. Нужно снять дворники, открутить воздухозаборник…он будет прикручен двумя саморезами и к нему будет идти одна фишка.
Проблема в нём. Его либо заменить, но стоит он порядка 2000 руб., либо отремонтировать (я отремонтировал). 2.Ещё может быть плохой контакт в фишке. Я не нашел, как называется этот разъем, но провода печки идут через него. Может быть плохой контакт там.
Тут на сколько плохой контакт. Либо зачистить, припаять, заизолировать… либо перепаять весь разъем. 3.Барахлят переключатели на консоли. Это либо менять, либо ремонтировать.
Далее я хочу рассказать, как отремонтировать этот РЧВ. В общем, в этой штуке перегорает либо транзистор, либо предохранитель (стоит копейки). Если делать самому: нужно открутить все винтики и откроется картина — зеленая плата, прикрученная к корпусу.
откручиваем винты (показаны стрелками)
сама плата (стрелками — отверстия крепления)
Далее смотрим, три проводка в плату впаяны, по центру, и два по краям
синими стрелками показана припайка транзистора, красными предохранителя (он под транзистором находится)
Всё распаиваем, проверяем и меняем что сгорело. Под транзистором будет предохранитель.
транзистор прикручен к корпусу
предохранитель
Если транзистор (черный) 2KS2267 это полевой транзистор N типа с рабочим током 60А и с током в импульсе 240А. Его аналоги: 1. 2KS2987 2. STW150NF55 3.IRFP064N — я покупал этот, стоит 85р. 4. TZV 125 5. 2А 250В в керамическом корпусе с проволочными выводами. Если предохранитель, с ним в магазин и пусть дают такой же. Ну а если в сервис идти + за работу электрику. (фото с инета)
Примечание: на Приорах без климатической установки Панасоник, данной детали нет (РЧВ вентилятора)! Там нужно менять реостат на печке.
2. Ремонт регулятора частоты вращения вентилятора печки в Ладе Приора
Сегодня речь пойдет не о турбо, а о банальном ремонте своими руками в целях экономии $$ у.е.
Примерно через год после покупки машины я столкнулся с одной маленькой, но очень неприятной проблемой — у меня вентилятор печки перестал работать. Вернее, он работал, но только на максимальных оборотах, но так сами понимаете, ездить не вариант.
Стал искать решение проблемы в всемирной паутине, в итоге нашел, что виною всего регулятор частоты вращения печки (далее РЧВ), который, как партизан, находится под жабо в моторном отсеке со стороны водителя. В общем, почитав инфу стало понятно, что поломка не серьезная и пол машины не придется разобрать дабы исправить данную неприятность.
Было одно НО — цена на тот момент (2010 г) данного девайся составляла больше 3 килорублей, что меня очень огорчило.
В РЧВ может полететь 2 вещи: транзистор (2KS2267) и термопредохранитель (2А 250В в керамическом корпусе с проволочными выводами), идем на радиорынок в поисках з/ч, так как обе детали стоят копейки, по сравнению с новым РЧВ.
Транзистор я найти не смог, да и в нете народ пишет, что он редко выходит со строя. В основном срабатывает термопред от перегрева, основной причиной этому является старый и забитый салонный фильтр (меняйте их чаще!) а вот предохранитель я нашел.
Правда, не такой, как там был, а взял с запасом на 10 А 142 гр. 250 вольт:
знаю, по Амперажу многовато по сравнению с таким как был, но народ ставил и такой, главное от перегрева он сработает
Пред обошелся мне в 35 рублей. Далее вооружившись набором отверток идем к машинке и достаем шайтан машину. Откручиваем 2 дворника, саморезы крепления жабо (со стороны водителя), снимаем жабо в сторонку и находим нашего виновника торжества:
вот он, подозрительный тип
Снимаем с него разъем, откручиваем 2 самореза и вынимаем вот такое чудо:
извлекли негодяя
Далее идем домой, вооружаемся крестовыми отвертками и паяльником. Для начала, откручиваем, как показано на картинке:
4 самореза
Снимаем корпус и нам представляется такой вид:
разобран
Далее смотрим на припайки:
сюда смотри
Красными стрелками припаян термопред, синими транзистор. Отпаиваем транзистор, иначе разобрать его полностью не получится, так как он внутри прикручен к корпусу. В итоге вот что нам предстоит увидеть:
транзистор и пред в термопасте, советую прикупить заранее и добавить
Термопред выглядит так:
у меня от больше, немного не поместился при сборке в свое законное место, но я накидал пасты побольше, думаю будет ему норм
Отпаиваем его и проверяем его работоспособность тестером:
пациент скорее мертв, чем жив
Припаиваем на место новый, собираем все на место, проверяем чтобы все ножки транзистора были припаяны, и несем в гараж проверять. Присоединяем штекер к РЧВ, включаем зажигание и радуемся потоку воздуха на всех скоростях. То самое чувство когда ремонт обошелся в 35 рублей
Так же на просторах инета встречал вот такое лечение выхода со строя предохранителя:
выносная колба предохранителя
, внутри него вот такой пред:
легко менять в случае выхода со строя
Удобно, да, но этот вариант спасает только от излишней нагрузки, т.е. на перегрев он не сработает в отличии от термопредохранителя.
Так же, за неимением термопреда, народ припаивает жилки проводов, но со времен монет в предах жигулей мы помним, что этого делать крайне нежелательно.
Что бы РВЧ не доставлял вам неудобства при эксплуатации Вашего авто-меняйте чаще фильтр, 150 рублей и 15 минут делов — гораздо лучше, чем танцы с бубном и паяльником с РЧВ и поиски з/ч.
И да, кстати, данное решение проблемы подходит только тем, у кого машина с климатической системой «Панасоник».
3. Замена радиатора отопителя (печки) Лады Приоры без кондиционера
На днях потек радиатор печки. Вчера был куплен и установлен новый радиатор ДААЗ. Погода благоволила, +8*.
Радиатор ДААЗ.
Выбран ДААЗ осознанно, по совету форумчан, откликнувшихся на мой вопрос. Итак: снимаем обшивку моторного щита. Далее разъединяем отопитель на две части, чтобы вытащить его.
Откручиваем 3 шурупа, гайку и разъединяем штекера моторчика печки.
Достаем правую (по ходу) часть отопителя. Далее сливаем тосол и отсоединяем левую часть отопителя.
Так я сливал тосол. Ни капли мимо.
Откручиваем две гайки ключом на 10 и одну гайку на 8 под панелью. Нужен длинный вороток с головкой. Отсоединить патрубки печки.
Достаем левую часть отопителя. Вынимаем радиатор.
Откручиваем 3 шурупа и достаем радиатор отопителя.
Виновник. Место течи.
На новом радиаторе (слева) нет уплотнителя из поролона.
Вырезал такую же ленту из сплена 4мм. Встало на место плотно.
Готово к установке на место.
Собираем все в обратном порядке. Заодно проверил какое давление держит крышка расширителя.
Глушим шланг идущий от печки. На штуцер одел шланг насоса с собачкой, подходит точь-в-точь.
Крышка Лузар срабатывает при 1.2 бар. Родная крышка при 1.4 бар. Решил оставить лузар. Заметил, что место соединения отопителя с кузовом не плотно прилегает. Так же проклеил спленом.
Место соединения проклеил спленом.
4. Чистка вентилятора отопителя Лады Приора
Только на Приоре без пассажирской подушки безопасности!
Всем привет. Вот решил написать в БЖ посвященный вентилятору отопителя. Что вы будите делать, если услышите посторонний шум в районе вентилятора отопителя? Ненужно его разбирать, вынимать и так далее.
Возьмите на заметку что сначала лучше проверить кожух и крыльчатку, не разбирая всей системы и не вынимая саму крыльчатку. Возможно туда попал листик, а в моём случае попала сосновая кора, маленький кусочек (чёрт знает, как он туда попал, фильтр ведь стоит).
Ну так вот, включаю значит вентилятор и слышу неприятный звук похожий как в детстве, когда на спицы велосипеда цепляли кусочки пластика, который трещал при езде о спицы.
Внимание: в процессе работы вентилятор отопителя должен быть выключен! Теперь сам процесс: открываем перчаточный ящик (бардачок), видим там техническое окно. Суём туда руку, не боясь (там очень пыльно), и нащупываем подвижную крышку кожуха вентилятора похожую на ощупь на какой-то бочонок.
Эта самая крышка держится на петле в нижней части кожуха и имеет пружинки которые её прижимают к кожуху. Оттягиваем крышку на себя преодолевая небольшое сопротивление (не бойтесь там нечему сломаться. Засовываем руку и нащупываем сам вентилятор. Шарим рукой нет ли посторонних предметов в вентиляторе (как уже писал у себя достал кору сосновую).
Если ничего нет, вынимаем руку, крышка кожуха закроется сама!
ВСЁ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ НАОЩУПЬ, ВИДНО НЕБУДЕТ НИЧЕГО фоткал засовывая телефон
Этот самый купол открывается автоматически если нажать кнопку «Рециркуляции воздуха в салоне»
5. Ремонт моторедуктора печки Приоры
В общем, нарисовалась новая проблема с печкой — дует только холодным. Решено было разбирать и смотреть моторедуктор. Выяснилось, что в самом моторедукторе сломалось пару зубьев (не подряд, а где-то через 3-4-ре целых зуба) на пластмассовой шестеренке.
Так как новый покупать давила жаба, решил попробовать отремонтировать старый.
Сначала хотел восстановить зубчики оловом, не вышло, потом холодной сваркой, почти, но не вышло. Уже думал нужно будет новый покупать. Но так как решил посмотреть на заслонку, которую двигает этот редуктор (было подозрение что она подклинила и от этого сломался редуктор), пришлось снимать всю печку.
В печке обнаружилось немного листьев с деревьев.
Так вот, при внимательном рассмотрении принципа работы этого редуктора выяснил, что то колесико, на котором сломались зубы, работает участком не больше чем в 45 градусов окружности, а общая окружность наверное почти 130 градусов. А это значит, что есть целые сектора зубчиков, которые не принимали участия в работе. Посмотрел, с какой стороны больше — вышло одинаково от сломанных зубов по 9 целых в обе стороны — этого для работы редуктора достаточно.
Потом просто берем эту шестеренку и на газовую плиту, нагреваем хорошенько центральный стержень и проворачиваем на нужный угол. Все работает.
Когда принял решение снимать печку, решил — чтобы два раза не разбирать, в том месте проклеить виброй, покупал два листа по 50*70*3 мм., немного осталось.
Проклеил ту часть печки где стоит заслонка (где можно было клеил внутри, где нет — снаружи) ну и весь металл там, где печка стоит (тот который между салоном и моторным отсеком).
Теперь не так слышен шум от двигателя печки (на первой скорости), и тише слышно двигатель в салоне, и еще стало тише от ям в салоне.
Еще забыл, нужно будет немного укоротить ту шестеренку, т.к. будет упираться в ограничитель, или убрать сам ограничитель, там его видно, когда разобрать.
6. Устранение свиста печки Panasonic в Ладе Приора
Наконец-то руки дошли, работы на 15 минут. Вырезал полоску сплена 8х10х200 мм, а не как в письме автоваза (8х10х100 мм) Бардачок не снимал. Щупаем заслонку рукой, пытаемся «прочувствовать», где она соприкасается с корпусом отопителя и лепим полоску сплена на это место — на всю длину заслонки. Сама заслонка легко двигается рукой. до
после
Качество телефона, но свист пропал!
7. Доработка печки в Ладе Приора
Решил доработать отопитель. Для работ по ремонту отопителя Лады Приора, мне понадобилось:
Купил патрубок отопителя 10-й ( 1. вариант либо удлинять обратку печки соединителем, патрубок короткий. 2. менять патрубок целиком) я пошел первым простым путем, взял металлическую трубку и пару хомутов, и все это дело соединил.
Хомуты купил парочку на всякий случай. Совет по поводу ОЖ: 0) Снял гофру которая от дросселя до воздушного фильтра так удобнее. 1) Снял трубки с дроссельной заслонки, предварительно открыв крышку бачка, их пустил в канистру и дул в бачок через марлю, слилось примерно литра 3 антифириза (может у кого больше будет).
2) После чего потихоньку поменял местами патрубки, предварительно удлинив обратку радиатора печки. Как я писал выше можно заменить полностью патрубок, мне было лень снимать обшивку.
3) Залил ОЖ (кстати ОЖ при работе, пролилось грамм 50, доливать даже не пришлось) 4) После пяти минут работы протянул всех хомуты еще раз, только без фанатизма можно передавить.
Итог, печка дует теплым воздухом при прогреве в 5 минут, стрелка указателя температуры еще не успевает дойти до отметки 50. Потестить толком не успел, но при 75 градусах печка дует очень горячо, думаю при 85-90 рука терпеть не сможет. Советую всем, работа заняла всего час, теперь буду ездить в тепле.
А это чтобы было понятнее. Патрубки 1 и 2 меняем местами. 1 патрубок нужно удлинить, а то не дотянется до места. второй встает вроде без проблем.
8. Замена резистора печки Лада Приора
Я сам столкнулся с такой проблемой, когда печка в положении 1,2,3, не дула вообще, только работала на 4 положении, в этом виноват резистор печки. Я сходил на авторынок купил его, стоит он всего лишь 200р, заменил и печка стала работать как надо, — во всех положениях!
Для того чтобы заменить резистор нужно: 1. Отсоединить провод от клеммы «минус» аккумулятора. 2. Снять правую накладку рамы ветрового стекла. 3. Отсоединить колодку с проводами от выводов резистора. 4. Вывернуть винт крепления. 5. . и снять нерабочий резистор отопителя. 6. Поставить на тоже место новый резистор.
Вот так вот выглядит новый резистор!
https://www.drive2.ru/l/288230376153214362/, https://www.drive2.ru/l/4990284/, https://www.drive2.ru/l/4880763/, https://www.drive2.ru/l/123819/, https://www.drive2.ru/l/288230376152459940/, https://www.drive2.ru/l/288230376152874561/, https://www.drive2.ru/l/4899916394579217710/, https://www.drive2.ru/l/2502034/
- http://spike.su/index.php/Печка-Приора-отопитель.html
Источник: http://avtozam.ru/vaz/zamena-radiatora-pechki-lada-priora-vaz-priora.html
Ремонт печки Лада Приора: подробная инструкция
Зима для автомобилиста выливается в массу неприятных проблем. Что уж говорить про повышенную опасность, связанную с обледенением дорожного полотна, замерзших дверных ручках или не желающему заводиться силовому агрегату. Но даже если со всеми выше озвученными проблемами вам с горем пополам и получилось разобраться, на автомобиле все равно далеко не уедешь, когда температура внутри салона лишь на пару градусов больше, чем на улице, да и то, лишь за счет выдыхаемого нами теплого воздуха. Кошмар для любого владельца Лада Приора. Ремонт печки – верный диагноз внезапной беды, и мы знаем, как с ней бороться.
Несколько слов о главном. Принцип работы печки на Лада Приора
Система отопления на Приоре хоть и считается достаточно надежной функциональной частью автомобиля, но и она может периодически выходить из строя.
Износившиеся подшипники, полетевшая электроника или заклинившая заслонка, — для опытного автомобилиста в вопросе обслуживания печного устройства на Лада Приора нет нерешаемых проблем, как не должно вскоре остаться их и у вас.
Лучше всего постигать азы ремонта, в теории ознакомившись с принципом действия современной отопительной системы автомобиля, и затем уже только приступать к практическим рекомендациям.
Сегодня еще не придумали более идеальной системы отопления авто, чем объединенную с контуром охлаждения двигателя.
Потоки охлаждающей жидкости по мере прогрева силового агрегата и в процессе его нормальной работы регулирует термостат.
Если его каналы либо клапана забиты или не работают – вполне очевидно, что жидкость не будет поступать на печной радиатор в достаточном объеме и печка не будет работать.
Схема печки Лада Приора
Потоки теплого воздуха принудительно обдувают радиатор печки Лада Приора при помощи электровентилятора.
В зависимости от температуры в салоне, обороты вентилятора могут регулироваться путем задания электрического тока в цепи питания (за это отвечает специальное регулировочное сопротивление).
Дополнительно соотношение холодного и горячего воздуха регулирует задвижка. Через воздушный фильтр тепло таким нехитрым образом попадает в салон автомобиля.
Далее уже водитель волен выбирать, по каким каналам, лишь на обогрев ветрового стекла или полностью по всем, будет распределяться теплый воздух в салоне автомобиля. За это на Лада Приора отвечает отдельная задвижка также с электрическим приводом. Ее деформация или выход из строя является распространенной проблемой печки на Лада Приора.
Последним конструктивным элементом, без которого не обойдется ни одна печка Лада Приора – это электронный блок управления, регулятор которого выведен на лицевую сторону приборной панели вашей железной лошадки.
Значение температуры, выставленное регулятором, сравнивается с реальными показаниями, замеренными температурным датчиком, после чего электронный блок задает управляющие команды, регулирующие работу всех вышеперечисленных элементов отопительной системы Лада Приора:
- скорость работы вентилятора;
- положение воздушной задвижки.
Что делать, если не работает печка на Лада Приора. Практические советы по ремонту
Демонтаж печного устройства из под капота авто – весьма долгий и неблагодарный процесс. Лучше всего начать диагностику неисправности, проверив состояние термостата, регулирующего потоки охлаждающей жидкости через рабочие контуры вашего силового агрегата.
Каналы охлаждающей жидкости, поступающие к печи, должны быть теплыми.
Если магистральные резиновые шланги практически не сопротивляются их сдавливанию руками – возможно, также вышла из строя помпа насоса, в результате чего не создается необходимое давление потоков жидкости.
Небольшая хитрость также касается уровня охлаждающей жидкости в системе.
Если заливать ее по минимальной метке в бачке, тогда на ее прогрев тратиться несколько меньшее время и теплоноситель, коим она является, быстрее начинает отдавать тепло в салон.
Возможно, если вы недовольны скоростью выхода печки Лада Приора на рабочий режим – этот прием окажется вам полезен. Конечно, в таком случае следует не забывать регулярно контролировать объем охлаждающей жидкости в системе.
Что делать, если печка постоянно шумит при работе? В таком случае, вероятнее всего, проблема в подшипнике электровентилятора.
Если не затягивать с его заменой – большего дискомфорта, чем просто посторонние шумы, неисправность вызвать не должна.
Стоит помнить, что неисправный люфтящий подшипник рано или поздно приведет к клину вентилятора, что может вылиться уже в куда более серьезные проблемы.
Замена подшипника вентилятора
Достаточно стандартной процедурой также можно считать проверку состояния предохранителя, защищающего силовые электричесие линии печи на Лада Приора. Он имеет маркировку F9 и номинал в 25 А.
Если предохранитель перегорает с завидной регулярностью – ни в коем случае не стоит идти по пути повышения его номинала. Следует проверить электрические схемы работы печи и состояние изоляции обмоток вентилятора мультиметром.
Возможно, из-за виткового замыкания, возникшего в нем, имеет место перегрузка цепи питания.
Если печка постоянно дует холодным воздухом – с большой вероятностью это вина задвижки, управляющей соотношением потоков горячего и холодного воздуха в салон вашего автомобиля.
Если поток воздуха слабый и откровенно неудовлетворительный – проверьте состояние воздушного фильтра.
Как ни странно, но автомобилисты очень часто забывают про необходимость регулярной его замены, в результате чего с наступлением сезона морозов буквально оказываются застигнутыми холодом врасплох.
Выводы
На этом можно считать проблемы печного устройства на вашем автомобиле раскрытыми в достаточно полном объеме. На Лада Приора ремонт печки по силам практически любому автомобилисту, изучившему принцип ее действия.
В дальнейшем процесс обслуживания заключается в последовательной диагностике ее конструктивных частей по выше приведенной схеме.
Большинство неисправностей, как, например, холодные потоки воздуха, недостаточный прогрев и прочие, имеют весьма четкий диагноз, что позволяет достаточно легко локализовать и устранить проблему.
Источник: https://vashalada.ru/mashiny/lada-priora/remont-pechki-lada-priora.html
Замена радиатора печки Приоры без кондиционера
Как бы ни была хороша машина время от времени детали её выходят из строя. Это касается и радиатора (теплообменника) печки «Приоры».
Что делать в таком случае? На первых моделях автомобилей эти детали делались из меди и бронзы. В случае протекания или другой поломки их паяли. Теперь они сделаны из пластика и алюминия.
Так что ремонтировать их нет смысла и возможности. Их можно только заменять.
Внимание! В этой статье описана замена теплообменника печки «Приоры» без кондиционера. Отопители, оборудованные такой опцией, как кондиционер устроены по-другому. Наличие в них охладителя, наполненного фреоном, усложняет работу и требует присутствия специалиста!
Ну а для радиатора стандартной печки «Приоры» может самостоятельно провести замену и сам владелец, умеющий грамотно пользоваться инструментами. Только нужно внимательно прочесть представленную статью.
Где расположен радиатор печки
Как уже упоминалось в другой статье отопитель «Приоры» состоит из двух частей. В одной из них расположен вентилятор и резистор, к которой крепится салонный фильтр, а вот в другой находятся заслонка и радиатор.
Эта половина печки находится рядом с вакуумным усилителем тормозов. Радиатор расположен так, что вытащить его без демонтажа печки невозможно, так как он выходит именно в сторону тормозного устройства.
Как провести самостоятельно замену радиатора печки без кондиционера
Что понадобится для замены? В первую очередь следующие инструменты:
- Отвёртки, фигурная и плоская.
- Гаечные ключи на 8 и 10. (желательно головки с воротком.)
- Тонкие плоскогубцы для снятия хомутов.
И, естественно, кое-какие материалы и приспособления:
- Ёмкость для охлаждающей жидкости из системы.
- Новый радиатор.
- Поролоновые, клеящиеся полоски на радиатор печки «Приоры».
- 2 литра охлаждающей жидкости. (той же марки, что и в системе.)
- Ветошь.
Приготовив такой арсенал можно приступать к этой интересной операции замены теплообменника.
Описание процесса
Установить автомобиль ровно. Это необходимо для полного слива охлаждающей жидкости из радиатора печки «Приоры». Под днище машины подставить ёмкость для жидкости. Её нужно установить в районе сливного отверстия радиатора системы охлаждения. С правой стороны (по ходу машины, или с левой, если стать у капота). Далее нужно:
- Выкрутить барашек пробки и дать стечь жидкости. Когда напор ослабнет, открыть крышку расширительного бачка. Дождаться слива и закрутить пробку. Отключить «минусовую» аккумуляторную клемму. Можно начинать демонтаж защиты. Она называется — жабо.
- Сначала снимаются дворники стеклоочистительного механизма. Ключом на 13 отвернуть крепёжные гайки и снять щёткодержатели. После этого удалить резиновый уплотнитель.
- Выкрутить крепёжные винты. Сверху их 6 и 7 по нижнему краю. Теперь снять обе половинки пластмассового жабо. Выкрутив крепёж снять матерчатую защиту подстекольной ниши, в которой установлена печка.
Теперь наступает самый ответственный момент. Большинство мастеров при замене этой детали, сразу отсоединяет патрубки, идущие к радиатору печки «Приоры». Однако при этом имеется риск облить охлаждающей жидкостью детали отопителя. Есть более интересный и безопасный вариант.
Теперь, когда жабо и защита сняты, доступ к отопителю открыт полностью. В первую очередь нужно отключить разъёмы электрооборудования:
- Микромоторедуктор привода заслонки. 2 разъёма.
- Электровентилятор. 1 разъём.
- Резистор. 1 разъём.
Теперь открутить крепление корпуса печки к кузову автомобиля. Одна гайка на 10 крепит ушко на корпусе печки к правому крылу. На 8 крепит верхнюю часть к шпильке вверху. И две гайки внизу.
Когда крепёж снят, начинается самое интересное. Фигурной отвёрткой вывернуть 3 винта крепления радиатора к корпусу. Действовать нужно осторожно, дабы не обломать боковой, тонкий патрубок сброса давления. После чего, вывернуть винты скрепляющие 2 части корпуса отопителя. Подвинуть левую часть с мотором вентилятора чуть левее, рассоединяя их, и вытащить наружу.
После этого можно начать извлекать вторую половину с радиатором. Придержать рукой за патрубки и начать снимать влево корпус. Когда он снимется, отложить его в сторону. Отпустив хомуты с патрубков снять их с радиатора.
Обязательно! Подстелить под радиатор ветошь, так как всегда остаётся немного жидкости, и ею не стоит поливать моторный отсек.
Тут есть два варианта. Можно просто провести замену поставив деталь на место старой, до установки корпуса. Но лучше установить радиатор в снятую половину до присоединения патрубков.
Важно! Обязательно обклеить радиатор лентой из поролона! Это создаёт подушку безопасности для детали.
Украсив теплообменник печки поролоном установить его в нишу корпуса и закрепить винтами. Поставить половинку на место и закрепить все 3 патрубка на место. Затянуть хомуты.
Аккуратно собрать отопитель в обратной последовательности. Долить охлаждающую жидкость до нормы. Запустить мотор и дождаться срабатывания вентилятора охлаждения.
Нажать педаль акселератора и подержать пару минут обороты около 2 000 об/мин. Это необходимо для устранения возможной воздушной пробки. Включить отопитель и проверить его работу на всех режимах.
Всё! Ну вот и проведена нужная работа.
Видео по теме замена радиатора печки на «Приоре» без кондиционера.
Источник: https://mashintop.ru/articles.php?id=3572
Замена радиатора отопительного устройства в машине Лада Приора
Практически каждый автомобилист, который обладает отечественным транспортным средством, обнаруживает неисправность отопительного агрегата авто именно в зимний период.
Ведь только с наступлением сильных холодов человек начинает задумываться о том, как ему не замёрзнуть во время езды на машине. Естественно, для этого все пользуются печкой.
Однако, что же делать тем, у кого этот самый прибор перестал функционировать должным образом? Ведь только отопитель способен повлиять на то, чтобы в салоне поддерживалась нормальная температура, позволяющая обеспечить комфортное передвижение.
В этой статье мы рассмотрим только одну причину, согласно которой отопительное приспособление перестаёт работать, узнаем о принципах ремонта и замены радиатора печки, установленного в автомобиле Лада Приора.
Если автомобилист уверен в том, что необходима замена радиатора отопителя, для того чтобы устранить неисправный объект может потребоваться много времени, так как, вероятнее всего, в процессе придётся заменить не просто сгоревший предохранитель, а произвести более серьёзные ремонтные работы. Правда, не следует сразу отчаиваться из-за своей неосведомлённости, в материале подробно расписана инструкция, помогающая всем желающим понять, как должна быть произведена замена радиатора печки в Приоре с кондиционером и без него.
Замена радиатора отопительного агрегата в Приоре, не оснащённой кондиционером
Замена радиатора печки на Приоре без кондиционера может иметь смысл в том случае, если в салон перестал поступать тёплый воздух, при этом сам отопитель работает.
Если в дополнение к вышеизложенной проблеме имеет место ещё и течь воды из-под печки Приоры, автомобилисту придётся в обязательном порядке снять плохо функционирующий агрегат для того, чтобы запаять последний.
Иногда ремонт нецелесообразен и приходится менять старое устройство на новое.
Итак, прежде всего, необходимо начать со снятия минусовой клеммы с аккумулятора. Дело в том, что здесь вопрос стоит не только в безопасности самого мастера, но и в дополнительной страховке, позволяющей избежать нескольких неприятных сюрпризов, которые при неаккуратном обращении могут возникнуть не только с проводкой, но и с электрооборудованием.
Если производится замена радиатора печки на Приоре без кондиционера, после обесточивания системы можно приступить к демонтажу накладки лобового стекла. Вместе с тем следует снять и рычаги «дворников», способные предоставить в будущем дискомфорт в процессе работы.
После этого следует избавить агрегат от всех пластмассовых трубок, посредством которых жидкость, расположенная в бачке стеклоомывателя, идёт непосредственно к форсункам. Только после того, как все вышеописанные действия будут осуществлены, можно будет снять декоративную накладку, расположенную по краям лобового стекла.
На самом деле, осуществить такую манипуляцию просто — достаточно избавиться от семи саморезов.
Замена радиатора отопителя на Приоре может быть осуществлена только после снятия уплотнителя капота. Перед демонтажом следует учесть, что посредине накладки предусмотрен винт, стягивающий обе половинки конструкции. С помощью отвёртки или любого ножа можно аккуратными движениями приподнять заглушки (этот элемент служит «крышкой» винта) и вывернуть их.
После этого можно приступить к снятию шумоизоляции, которая расположена в отсеке силового агрегата.
Чтобы всё сделать грамотно, придётся отвернуть винты и убрать накладки (нет чёткого правила какую из них убирать первой: левую или правую). Затем следует избавиться от патрубков, которые идут напрямую к радиатору.
Человек, который хочет понять, как добраться до радиатора печки на Приоре, должен ослабить крепления хомутов, удерживающих саму конструкцию.
После этого можно достать из разъёмов все провода, идущие непосредственно к печке. Убрать их можно с помощью двух ключей, в частности, одного «на 10», а другого — «на 8». Выкрутив все четыре гайки, следует сместить в сторону жгут проводов, которые удерживаются посредством держателя.
Ключ «на 13» поможет демонтировать кронштейн, расположенный на педали тормоза. Только после этого можно приниматься за снятие радиатора печки на Приоре, не имеющей кондиционера. Демонтировать приспособление поможет обычная крестообразная отвёртка, позволяющая убрать 3 винта.
Вся остальная работа заключается в установке нового агрегата и обратной компановке системы в том порядке, который обратен описанным действиям.
На самом деле, есть ещё один способ замены интересующего элемента системы. Открыть свободный доступ к этому элементу поможет демонтаж не корпуса печки, а вакуумного усилителя тормозов.
Стоит отметить, что эта процедура будет иметь успех только в том случае, когда вместе с ней будет снята педаль тормоза.
Подобные действия помогают приблизиться непосредственно к левой части печки и нужному приспособлению.
Установка нового радиатора в Ладу Приору, обладающую кондиционером
Замена радиатора печки в машине Приора с кондиционером — достаточно простой процесс.
Последний агрегат появился только в более новых автомобилях, в частности, Приоры начали комплектоваться климатической установкой HALLA или Panasonic.
Благодаря новому компоненту, заменить любую деталь неработающей печки можно только демонтировав жабо, избавившись от стеклоочистителей, самой печки или вакуумного усилителя тормозов.
Если автомобилист хочет понять, как снять радиатор печки на Приоре с кондиционером, он должен начать работу со снятия шумоизоляции, расположенной в моторном щите. После этого следует демонтировать шланг воздушного фильтра силового агрегата, убрать уплотнитель, который расположен около шлангов радиатора. Затем следует слить охлаждающую жидкость и поднять радиатор вверх в сторону механика.
Заключение
Практика показывает, что ничего слишком сложно в установке радиатора печки на Приору нет. Автомобилисту следует попросту запастись терпением, временем и инструментами. Любой, даже самый сложный агрегат, может быть разобран и собран механиком-любителем, поэтому, прежде чем приступить к делу, следует разобраться во всём и, не мешкая, приступать к трудоёмкому, но важному процессу.
Источник: https://remam.ru/vozdsys/pomenyat-radiator-pechki-na-lade-priora.html
Замена Радиатора Печки Приора С Кондиционером
Замена радиатора печки «Приора»: с кондиционером и без него
Перед наступлением холодной поры года необходимо проверять автомобильную печку на наличие течи, исправность элементов и целостность теплообменника. Это позволит своевременно подготовить машину и сделать пребывание в салоне комфортным. Замена радиатора печки «Приора» проводится при любых трещинах и повреждениях, поскольку ремонту этот элемент не подлежит.
Признаки неполадок
На авто ВАЗ-2170 установлен штатный обогреватель жидкостного типа, который взаимодействует с охлаждающей системой силовой установки. Через теплообменник регулярно циркулирует хладагент, что является фактором, влияющим на коррозию и износ детали.
Замена радиатора печки «Приора» может понадобиться при наличии следующих признаков:
Для начала следует проверить элемент отопления визуально. Нужно разобрать часть узла и осмотреть радиатор. Если видны следы ржавчины или известкового налета, велика вероятность протекания теплообменника. Предварительно необходимо исследовать подающие и соединительные шланги, фиксирующие муфты, заслонку и редуктор.
Вариант замены на авто без кондиционера
Начинается замена радиатора печки «Приора» без кондиционера с обнуления минусовой клеммы АБ. Затем снимается накладка лобовика вместе с седлами дворников для облегчения рабочего процесса. Дальнейшая операция выполняется поэтапно:
- Снимаются трубки, подающие на форсунки хладагент.
- Демонтируется накладка путем отвинчивания семи шурупов.
- Откручивается стягивающий элемент на уплотнителе капота.
- Поддеваются и выворачиваются плоские заглушки на шумоизоляции мотора.
- Изолирующие элементы снимаются вместе с накладками.
- На патрубках радиатора ослабляются и демонтируются хомуты. Потребуется подготовить емкость для слива тосола.
- Убирается проводка, подведенная к отопителю.
- Снимается держатель проводов и отводится в сторону.
Видео о том, как снять или заменить радиатор печки на приоре, ВАЗ 2170, 2171, 2172 с кондиционером Halla. Имеются …
Приора с кондиционером HALLA радиатор печки
Достаточно быстрый и более менее легкий способ добраться до печки автомобиля Lada Priora без кондиционера. Спас…
Далее работы проводятся в салоне автомобиля. Отвинчиваются крепления кронштейна и педаль тормоза, смещаются в сторону. Нужно открутить три шурупа, и доступ к радиатору будет открыт. Остается установить новый элемент и провести сборку в обратном порядке.
Замена радиатора печки «Приора» с кондиционером
В этом случае имеются некоторые нюансы, хотя процедуры похожи между собой. Потребуется выполнить следующие манипуляции:
- Убирается резиновый уплотнитель накладки на ветровом стекле для получения доступа к фиксирующим элементам.
- Демонтируется шумоизоляция моторного щита в средней части (предварительно нужно снять шланги креплений). Затем откручиваются фиксирующие винты и саморезы, изолирующий слой убирается в сторону.
- Потребуется убрать поролоновый уплотнитель и снять крышку теплообменника, которая крепится тремя шурупами.
- Демонтируются патрубки посредством ослабления хомутиков и поднятия элементов вверх. Далее следует потянуть радиатор печи на себя до тех пор, пока он не выйдет из пазов.
После установки новой детали в обратной последовательности проводят монтаж. Основное отличие, которое имеет замена радиатора печки «Приора», где установлен кондиционер, – не надо сливать охлаждающую жидкость.
Инструментарий
Для производства работ по замене теплообменника потребуется определенный набор инструментов, а именно:
- Ключи торцовые на 10/13.
- Плоская и крестовая отвертки.
- Гаечный ключ на 8.
- Резервуар для слива хладагента.
После снятия старый теплообменник следует промыть и проверить его герметичность. Если на уплотнителях появились следы течи, деталь ремонту не подлежит, нужна только замена радиатора печки «Приора». Как видно, самостоятельно выполнить эту процедуру не сложно.
Источник: https://5net.ru/zamena-radiatora-pechki-priora-s-kondicionerom/
Замена Радиатора Печки Приора С Кондиционером Halla
Подмена радиатора печки на Лада Приора (с кондюком и без)
Одна из обстоятельств нехороший работы отопителя является радиатор печки. В ходе эксплуатации автомобиля он начинает подтекать и уже не способен отдавать необходимое количество тепла в салон. В зависимости от года выпуска и комплектации Лада Приора процесс снятия печки (радиатора) может сильно различаться.
Как снять радиатор печки на Приоре без кондиционера
С начала выпуска АвтоВАЗ устанавливал на Приоры отопитель от десятки (каталожный номер: 21110-8101012). Недостаток этой конструкции был в том, что радиатора печки снимается в сторону вакуумного усилителя тормозов, которые позволяет этого сделать. В результате приходится демонтировать отопитель в сборе.
Порядок действий такой:
- Снять дворники.
- Снять жабо (ветровую накладку).
- Снять шумоизоляцию моторного щита.
- Отсоединить кучу разъемов с проводами.
- Отвернуть крепления отопителя.
- Разделить отопитель на две части (левую и правую).
- Снять правую часть отопителя (по ходу движения).
- Сдвинуть левую часть в сторону для получения доступа к радиатору печки.
- Слить тосол.
- Заменить радиатор печки.
Приора с кондиционером HALLA радиатор печки
Видео о том, как снять или заменить радиатор печки на приоре, ВАЗ 2170, 2171, 2172 с кондиционером Halla. Имеются .
Как снять радиатор печки на приоре
Снимаем радиатор на Приоре люкс 11го года, с кондиционером Халла.
Вся процедура занимала несколько часов. Более детально это показано на видео:
Есть другой способ его замены. Чтобы получить доступ к радиатору печки необходимо вместо корпуса отопителя снять вакуумный усилитель тормозов вместе с педалью тормоза. Это позволяет получить доступ к левой части отопителя (по ходу движения) и к самому радиатору.
Замена радиатора отопителя на Приоре с кондиционером
Через некоторое время завод-изготовитель начал комплектовать свои автомобили кондиционером (климатической установкой), например, HALLA или Panasonic (артикул: 21703-8101012).
Конструкция нового отопителя Приоры с точки зрения обслуживания оказалась на много удобней.
Теперь для замены печки не нужно демонтировать жабо, стеклоочистители, отопитель или вакуумный усилитель тормозов.
Необходимо только: снять шумоизоляцию моторного щита, снять шланг воздушного фильтра двигателя и уплотнитель в районе шлангов радиатора печки. Все! Сливаем тосол и снимаем радиатор на себя, в сторону двигателя.
Видео инструкция прилагается:
Таким образом, замена радиатора печки Приоры зависит не только от типа отопителя, но и от выбранного способа его замены. А как вы снимали радиатор печки на своем автомобиле? Какой способ больше подходит вам? Напомним, решение других проблем с печкой можно найти в этой статье.
Источник: https://autoviber.ru/zamena-radiatora-pechki-priora-s-kondicionerom/
замена радиатора печки приора без кондиционера
С наступлением холодов интерес водителя к работе отопителя резко возрастает. Автомобилист проверяет печку на наличие различных неисправностей. В некоторых случаях обнаруживается поломка радиатора. Как правило, этот компонент ремонту не подлежит, его необходимо менять.
Открыв руководство по демонтажу, водитель может обнаружить, что в его Приоре детали расположены не так, как в инструкции. Все дело в кондиционере. Процесс снятия радиатора отопителя в старых версиях Приоры без этой опции отличается от демонтажа в новых автомобилях, где кондиционер уже присутствует.
Мы разберем оба варианта.
Современные Приоры комплектуются кондиционерами Halla или Panasonic. В работе двух моделей есть различия, но место их установки не отличается, в зависимости от фирмы кондиционера, поэтому процесс проходит одинаково. В качестве примера будет рассмотрена Приора с кондиционером Halla.
Признаки неисправности
[flat_ab id=»3″]
Модель Лада 2170 получила печку жидкостной конструкции, которая соединена с системой охлаждения мотора. Радиатор является устройством теплообмена, за счет этого компонента нагревается воздух, поступающий в салон Приоры. Через радиатор постоянно циркулирует охлаждающая жидкость, эта деталь отопителя подвержена износу.
Проверить радиатор стоит в следующих случаях:
- Печка перестала нормально греть.
- Падает уровень охлаждающей жидкости.
Разобрав часть системы отопителя, вы увидите ржавый и, скорее всего, протекающий радиатор. Также подтеки могут быть в шлангах, патрубках и местах соединения этих элементов. Проверять теплообменник печки стоит только после того, как вы убедились, что в работе моторедуктора и заслонки дефектов нет.
Замена радиатора
Для работы понадобится стандартный набор инструментов, куда входят торцевые ключи 10 и 13, бокорезы, крестовая отвертка, а также ключ на 8. В обоих случаях вам придется отсоединять шланги системы отопления, из них будут выливаться остатки охлаждающей жидкости, поэтому сразу подставьте емкости под патрубки отопителя. Потом жидкость можно будет вернуть в систему.
С кондиционером
- В первую очередь нам нужно снять резиновый уплотнитель ветровой накладки, чтобы получить доступ к деталям;
Снимаем накладку ветрового стекла, чтобы получить доступу к деталям системы отопителя
- Переходим к шумоизоляции моторного щита. Нам необходимо демонтировать ее среднюю часть, заранее сняв шланги с креплений. Снизу шумоизоляция крепится 3 винтами, 2 гайками и шайбой, сверху – 3 саморезами. Рекомендуется использовать удлинитель для инструментов, так как до некоторых креплений будет сложно добраться;
- После демонтажа защиты вы увидите уплотнитель из поролона, который закрывает радиатор отопителя;
Снимаем накладку и переходим к шумоизоляции мотора
- Чтобы снять крышку, нам необходимо выкрутить 3 самореза – 1 вы найдете по средине, а 2 других – по краям;
Откручиваем крепления и получаем доступ к радиатору
- Мы добрались до патрубков. Чтобы их снять, нам необходимо ослабить хомуты и поднять патрубки вверх. Аккуратно, не наклоняйте шланги вниз;
- Тяните радиатор отопителя на себя, пока он не выйдет из креплений.
Как видите, демонтаж радиатора в Приоре с кондиционером не требует слива антифриза. Охлаждающая жидкость выйдет только из расширительного бачка и самого теплообменника. Снятие радиатора в ВАЗ 2170 с кондиционером Panasonic проходит по такой же схеме, отличаться могут только несколько креплений. Теперь вы можете поменять изношенный отопитель на новый!
Без кондиционера
- Начинается работа с отключения минусовой клеммы аккумуляторной батареи. Снимаем накладку ветрового стекла вместе с рычагами стеклоочистителя, так как эти элементы будут мешать работе;
- Следующий шаг – это снятие трубок подачи охлаждающей жидкости на форсунки двигателя;
- Накладку ветрового стекла держат семь винтов.
Выкрутите ее, чтобы полностью снять элемент;
- Теперь переходим к уплотнителю капота, в его центре вы найдете стягивающий винт – откручиваем его;
- Шумоизоляция двигателя закрывает проход к системе отопителя – подденьте заглушки плоской отверткой и выверните заглушки;
- Выкручиваем винты и демонтируем шумоизоляцию.
Снимаем обе накладки;
Убираем обе части и переходим в салон для демонтажа радиатора
- Переходим к патрубкам радиатора. Ослабляем хомуты и демонтируем их, заранее подготовив емкость для антифриза. Заглушите патрубки, чтобы не сливать весь тосол;
- Вам необходимо снять всю проводку, которая идет к печке;
- Далее снимаем держатель проводов и отводим его в сторону, теперь переходим в салон Приоры;
- Вооружившись ключом на 13, откручиваем крепления кронштейна вместе с тормозной педалью. Смещаем детали в сторону;
- Откручиваем 3 винта и получаем доступ к радиатору;
- Замена выполняется в обратной последовательности.
Промойте теплообменник и осмотрите его на наличие повреждений. Если на пластиковых элементах обнаружатся трещины, то отремонтировать деталь вы уже не сможете – здесь поможет только замена радиатора печки на Приоре, которая выполняется в обратной последовательности.
Видеоинструкция по замене потекшей печки:
Источник: https://VAZremont.com/zamena-radiatora-pechki
Замена Радиатора Отопителя Приора Без Кондиционера ~ VESKO-TRANS.RU
Как происходит подмена радиатора печки Приора без кондюка
Зимой, как понятно, автовладельцы, чтоб не замерзнуть, включают печку. Ее обычная работа обеспечивает комфортабельную температуру в салоне автомобиля, а это, в свою очередь, залог неопасной езды.
Но бывают случаи, когда данный узел перестает подавать теплый воздух. Предпосылки могут быть самые различные, к примеру, задачи с радиатором.
С дефектами такового рода сталкиваются многие, в том числе и обладатели Лада Приоры, как снаряженных кондюками, так и без него.
В неких случаях для того, чтоб убрать неисправность, будет нужно всего только минутка, так как необходимо просто поменять спаленный предохранитель. Но бывают ситуации, когда не обойтись без более суровых ремонтных работ, таких как замена радиатора. При этом ничего особо сложного здесь нет. Все вполне можно сделать своими руками – нужно лишь соответствующее желание и немного времени.
Как осуществляется замена печки радиатора Лады Приора без кондиционера
Прежде всего, давайте рассмотрим основные элементы отопительной системы ВАЗ-2170. Ими, в частности, являются:
- радиатор отопителя (теплообменник) – здесь осуществляется нагрев охлаждающей жидкости;
- вентилятор – с его помощью в салон автомобиля подается теплый воздух;
- регуляторы – интенсивности обогрева и зон распределения тепла.
Схема, в принципе, традиционная, и никаких особо сложных технических изысков здесь нет. Если вы заметили, что в салон не поступает теплый воздух, тогда как печка включена, следует осмотреть всю систему.
При обнаружении подтекания радиатора последний придется снимать либо для того, чтобы запаять, или же для замены на новый.
Давайте рассмотрим, как эту процедуру можно сделать своими руками на Приоре без кондиционера.
Первое, что рекомендуется сделать, прежде чем приступать к основной работе, – снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
Чиатйте также: Как Поменять Масло В Двигателе Ваз 2106
Замена радиатора печки ВАЗ 21072 Приора, за час
Замена радиатора печки ВАЗ Приора без снятии тормозного вакуума. это самый главный момент где многие стал…
Замена радиатора печки вентелятора или заслонки ВАЗ Приора без снятии тормозного вакуума
Достаточно быстрый и более менее легкий способ добраться до печки автомобиля Lada Priora без кондиционера. Спас…
Не стоит пренебрегать данным советом, ведь речь идет, во-первых, о вашей безопасности, во-вторых, это дополнительная страховка от ряда различных неприятных сюрпризов с проводкой и электрооборудованием.
После того как автомобиль обесточен, можно снимать накладку лобового стекла. Также нужно будет демонтировать рычаги «дворников», поскольку они будут создавать дополнительные неудобства в работе.
Вместе с ними отсоединяем и пластмассовые трубки, через которые жидкость из бачка стеклоомывателя подается к форсункам. Теперь можно переходить к снятию декоративной накладки лобового стекла.
Сделать это несложно – крепится она с помощью 7 саморезов, соответственно, их следует открутить.
Предварительно вам нужно будет снять уплотнитель капота. Обратите внимание, что в середине накладки есть винт, с помощью которого стягиваются ее половинки. После этого отверткой или ножом аккуратно поддеваем заглушки, закрывающие винты, и выворачиваем последние. Все – накладку можно снимать.
Если все прошло успешно, значит, можно двигаться дальше. На данном этапе вам следует снять шумоизоляцию моторного отсека.
Для этого отверните винты, с помощью которых она, собственно, крепится, а затем вынуть накладки, левую и праву (очередность не играет никакой роли). После этого можно переходить к патрубкам, тянущимся непосредственно к радиатору.
Для того чтобы их снять, сперва нужно будет ослабить удерживающие хомуты. Предварительно подставьте емкость для сливания охлаждающей жидкости.
Теперь можно вынимать из разъемов все провода, которые ведут к отопителю. Отсоединив их, берем два ключа – на 10 и 8 – и выкручиваем 4 гайки. Жгут проводов, чтобы не мешал, следует отвести в сторону, предварительно сняв держатель. После этого перемещаемся в салон авто и берем торцовый ключ на 13.
С его помощью следует снять с педали тормоза кронштейн, и сместить его в сторону. Вот и все – вы получили свободный доступ к радиатору отопителя. Для того чтобы его снять, необходимо открутить с помощью крестообразной отвертки 3 винта, после чего узел легко вынимается.
Все работы по установке радиатора осуществляются в обратном порядке.
Чиатйте также: Замена Мск Без Снятия Головки Пежо 308
Как видим, ничего особо сложно здесь действительно нет. Для того чтобы снять радиатор печки на Приоре без кондиционера самому, вам понадобится определенное время (здесь все зависит от ваших навыков) и минимальный набор инструментов.
С другой стороны, вы экономите средства, поскольку делаете всю работу самостоятельно, а не обращается к мастерам в автосервисе. Даже если ранее никогда не приходилось сталкиваться с этим, разобраться в том, как снять радиатор Приоры не составит особого труда. Глаза, как известно, боятся, тогда как руки делают.
Наверное, стоит все-таки прислушаться к народной мудрости.
На нашем сайте действует специальное предложение. Вы можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста, просто задав свой вопрос в форме ниже.
Источник: https://vesko-trans.ru/zamena-radiatora-otopitelja-priora-bez/