Система зажигания любого автомобиля, не зависимо от того, какая на нем система питания: карбюратор или инжектор, отыгрывает очень важную роль в процессе работы всего двигателя. Она контролирует подачу искры на каждую камеру сгорания, в таком порядке, как указано на крышке головки блока цилиндров. На ВАЗ 2109, этот порядок нумеруется цифрами 1-3-4-2.
Зажигание может иметь три положения: позднее, ранее, и нормальное. Оно зависит от угла опережения, выставленного на трамблере. На переднеприводных автомобилях, эта процедура имеет особо важное значение.
Устройство системы зажигания
На автомобилях ВАЗ 2109, с завода устанавливалась бесконтактно-транзисторная система зажигания. Она состояла из нескольких основных деталей, таких как: включатель и катушка зажигания, датчик распределителя электрического тока, свечи, и трамблер.
Трамблер – это и есть основная деталь, отвечающая за настройку зажигания. Она состоит из пластикового корпуса, с пятью отверстиями (1 по центру, и 4 по краям). В центральное отверстие, вставляется основной провод, от катушки зажигания, а в каждое угловое отверстие, вставляется провод, передающий заряд на свечу.
Признаки неправильной настройки системы зажигания
Признаки неисправности данной системы, очень схожи с неисправностью такого устройства, как: карбюратор. Поэтому, перед установкой угла трамблера, стоит проверить: насколько правильно настроен карбюратор.
Первый признак неправильного угла зажигания – понижение мощности, и ухудшение приемистости двигателя. Такие же симптомы, могут встречаться тогда, когда карбюратор засорен, и не дает на камеру сгорания, нужного количества топлива.
Второй признак – провал педали газа, при нажатии на нее. Такие симптомы, также может иметь и неисправность самой педали. Например, при ослаблении пружины, или при ее разрыве.
Третий признак – нестабильная работа холостого хода. Очень часто, такие же симптомы наблюдаются при засорении жиклеров, или неправильной смеси, за которую отвечает карбюратор.
Последний признак – проблемы с пуском. В таких случаях, карбюратор точно не при чем, а причину нужно искать в системе зажигания. Проверьте вольтметром, все приборы цепи (катушка, включатель, датчик распределителя). Если они работают правильно, то тогда, причина в увеличенном или наоборот, уменьшенном углу настройки зажигания.
Для того, чтоб у Вас не возникало такого количества ложных признаков, Вам необходимо настроить карбюратор, перед проверкой исправности системы зажигания. Также, проверить неисправность данной системы, можно с помощью специального стробоскопа.
Настройка
Теперь о том, как выставить зажигание на ВАЗ 2109. Для начала, нужно подготовить двигатель к работе. Для этого, прогрейте его до температуры, около 90 градусов. Обороты, на холостом ходу, должны быть минимальными – 700-800 об/мин.
Далее, при работающем двигателе, снимите силиконовую трубку, со стороны карбюратора, чтоб она осталась прикрепленная к вакуумному регулятору опережения зажигания, и проверьте ее на наличие разрежения. Теперь, двигатель можно заглушить.
Далее, отверстие к трубке, нужно наглухо закрыть заглушкой, или обычным болтиком. Теперь, начинается сама установка системы зажигания. Первый шаг в данном процессе – открутить три гайки крепления трамблера. На автомобиле ВАЗ 2109, есть специальный лючок, со шкалой, который помогает правильно выставить угол зажигания.
Метки на трамблере
Маховик автомобиля, нужно провернуть так, чтоб его поперечная метка, была на одном уровне с треугольником, расположенным на шкале. Данное положение маховика свидетельствует о том, что поршни первого и четвертого цилиндра, находятся в верхней мертвой точке, угол опережения зажигания равняется 0 градусов.
Теперь, нам понадобится помощь стробоскопа. Его подключение к цепи, производится по специальной схеме, в зависимости от модели устройства.
В основном, схема подключения такая: красный провод стробоскопа, подключается на катушку, обязательно к знаку «+», а черный провод – к минусовой клемме аккумуляторной батареи.
Металлический зажим устройства, нужно установить на провод четвертого цилиндра.
Теперь, можно проводить саму установку. Для этого, заведите мотор, и наведите стробоскоп на лючок со шкалой. Метка на маховике, должна совпадать с правильным делением шкалы. Треугольник, указывает на 0 градусов. Проверните трамблер по часовой стрелке, пока метка шкалы не сдвинется на 1-2 градуса (для 92-го бензина) или на 5-6 градусов (для 95-го).
После того, как установка будет завершена, отсоедините стробоскоп, поочередно сняв провода на 4 цилиндр, на АКБ и в последнюю очередь – провод на катушку. Силиконовую трубку подключите к карбюратору.
Теперь, нужно проверить, насколько правильно работает система зажигания. Для этого, заведите двигатель, и прогрейте его до рабочей температуры. Если симптомы пропали, значит работа выполнена верно, а если нет, то причина скорее всего, в карбюраторе, а не в системе зажигания.
Источник: https://vashalada.ru/mashiny/vaz-2109/kak-vyistavit-zazhiganie.html
Порядок подключения высоковольтных проводов на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)
Модуль зажигания на инжекторных ВАЗ 2109 заслужено считается одним из наиболее сложных электрических узлов. Если на инжекторах стоит именно модуль, то на карбюраторах предусмотрена самая простая катушка.
Фактическая, но невероятно важная задача модуля — это генерация тока высокого напряжения, который может достигать 30 тысяч Ватт. Ток следует по высоковольтным проводам на свечи, которые создают искру для воспламенения топливовоздушной смеси.
Классическая катушка зажигания — это один из компонентов модуля, потому система работает по куда более сложному принципу, нежели на карбюраторах.
Высоковольтные провода
Не редко основная сложность при ремонте карбюраторного ВАЗ 2109 заключается в обратном подключении высоковольтных проводов, которые ранее были отключены от крышки трамблера. Он же распределитель зажигания.
Сложность заключается в том, что порядок подключения многие забывают или попросту не знают. Но на практике вернуть высоковольтные провода намного проще, чем разобраться в модуле зажигания, применяемом на инжекторном ВАЗ 2109.
Следуя нескольким простым правилам, вы легко вернете провода на свои законные места.
- Крышка распределителя зажигания устанавливается на свое место, то есть на трамблер, только в единственном положении. Потому тут вы даже при желании перепутать ничего не сможете. Иначе крышка попросту не сядет.
- На крышке находится установочная метка, которая сигнализирует о расположении гнезда провода от первого цилиндра.
- Провода нужно подключать в следующей последовательности — 1, 3, 4, 2. Двигайтесь при этом против часовой стрелки, если смотрите на крышку трамблера со стороны расширительного бака.
Если на каким-то причинам на крышке трамблера карбюраторного ВАЗ 2109 установочные метки отсутствуют, просто придерживайтесь принципа подключения, указанного на изображении.
Особенности модуля зажигания
Теперь поговорим о более сложном вопросе — модуль зажигания и его конструктивные особенности.
Конструкция включает в себя несколько компонентов, каждый из которых имеет свои нюансы.
Компонент | Особенности |
Катушка зажигания | Катушек на ВАЗ 2109 всегда две. Этот механизм отвечает за генерацию тока |
Высоковольтные коммутаторы | Ключи коммутаторы также работают вдвоем. Через них ток идет на свечи, плюс контроллер регулирует время включения тока, которое рассчитывается путем получения информации от датчика коленвала |
Электронный блок управления | Отвечает за распределение информации в виде электронных импульсов |
Корпус | Для его изготовления используют высокопрочный пластик, что во многом обеспечивает долговечность, надежность работы устройства |
Статья в тему: Замена диодного моста генератора на ВАЗ 2110
Расположение
Любые работы, связанные с ремонтом, проверкой, профилактикой модуля зажигания будет невозможно выполнить, если не знать элементарные вещи — расположение устройства.
Отыскать МЗ (модуль зажигания) можно в подкапотном пространстве. Отыщите высоковольтники, которые идут к свечам зажигания. Один конец подключен к ним, а второй идет к модулю. МЗ имеет небольшие размеры и заключен в корпус из пластика.
Принцип работы
Изначально на карбюраторных автомобилях система работала за счет наличия катушки зажигания. В инжекторах все несколько иначе.
- Изначально в работу включается катушка зажигания, генерирующая ток высокого напряжения. Работает катушка по принципу магнитной индукции;
- Потом к работе подключается электронный блок управления МЗ, выполняющий функции контроля, передачи команд, обеспечивает поступление необходимого по характеристикам тока на свечи зажигания;
- Далее уже свечи активируют искру, происходит воспламенение и так далее.
Неисправности МЗ
Модуль зажигания зачастую демонстрирует самый основной признак поломки — отсутствие искры. Но это не единственный показатель неисправности. К ним также относят:
- Отсутствие динамики при ускорении автомобиля. Пытаясь резко набрать скорость, отчетливо ощущаются провалы в работе двигателя;
- Движок не выдает привычную мощность, в некоторых случаях мотор не способен вытянуть автомобиль в гору;
- Плавают обороты на холостом ходу;
- Одна из пар цилиндров двигателя отказываются работать. Тут, вероятнее всего, отсутствует ток, который должен идти от катушки зажигания.
Чтобы устранить возникшие проблемы с МЗ, первым делом нужно проверить свечи зажигания, а затем убедиться в работоспособности остальных элементов.
Проверка свечей
Чтобы проверить состояние свечей зажигания, которые могут стать причиной нарушенной работы модуля, вам необходимо:
- Выкрутить свечи со своих посадочных мест, предварительно сняв высоковольтные провода. Снимаются элементы специальным ключом.
- Осмотреть свечи на предмет наличия нагара, механических дефектов, нарушенного зазора.
- Дефектные свечи отправить на свалку, на их место установить новые.
Статья в тему: Выбираем диски на ВАЗ 2109
Если замена или зачистка свечей не дали результат, тогда причина кроется в других элементах модуля зажигания.
Проверка МЗ
Чтобы проверить узел, выполните следующие действия:
- Проверьте состояние колодки высоковольтников, идущих на МЗ. При наличии обрывов, нарушении изоляции искра не будет образовываться. Проверку выполняйте тестером;
- Нормальный показатель напряжения на высоковольтных проводах — 12 Вольт с небольшим допустимым отклонением;
- Если провода в норме, проверьте модуль. Есть несколько способов сделать эту работу;
- Первый способ самый простой — замена старого модуля зажигания на новый, в работоспособности которого вы уверены. Но это не экономичный вариант, поскольку МЗ — не самое дешевое удовольствие. Покупать его для простой проверки не особо разумно;
- Второй способ предусматривает необходимость пошевелить МЗ. При работе двигателя пошевелите модуль, постучите по нему. Если при этом мотор начнет работать иначе, тогда попросту отсутствует контакт. Проблема не серьезная, поскольку модуль можно разобрать и закрепить все контакты, после чего МЗ заработает как новеньких;
- Третий способ наиболее точный, но и сложный. Вам потребуется тестер или омметр. Замерьте сопротивление на высоковольтных проводах. Особое внимание уделите данным по выводам модуля зажигания между 2 и 3 цилиндрами и между 1 и 2. Нормальным считается сопротивление около 5,4 кОм. Если есть отклонения, МЗ подлежит обязательной замене.
На практике модуль зажигания на ВАЗ 2109 редко полноценно выходит из строя. Чаще всего проблема заключается в нарушении целостности высоковольтных проводов или потерях контактов. Но если пришлось столкнуться с поломкой именно МЗ, ремонтировать его не стоит. Лучше сразу заменить.
Следите за состоянием проводов и зазором на свечах зажигания. Зазор выше нормы приводит к преждевременному износу МЗ.
Поделитесь с друзьями в соц.сетях:
Источник: https://auto-self.ru/poryadok-podklyucheniya-vysokovol-tnyh-provodov-na-vaz-2109-karbyurator-inzhektor/
Настройка зажигания ВАЗ 2109
Эксплуатация отечественных автомобилей вообще, и тольяттинской «девятки» в частности, в довольно непростых климатических и дорожных условиях Российской Федерации предполагает возникновение аварийных ситуаций, и, как следствие, проведения ремонтно-восстановительных мероприятий.
Все это не может не сказаться на корректности функционирования системы зажигания «ВАЗовской» «девятки».
А, не настроенная система зажигания, в свою очередь, предполагает перегрев силовой установки и ее нестабильную работу в разнообразных режимах, увеличенное потребление топлива и существенную потерю мощности.
Итак, регулировка зажигания «ВАЗ 2109». Существует несколько, относительно несложных в техническом плане, способов настройки зажигания «девятки». Однако стоит различать тип силового агрегата, поскольку установленный на «ВАЗ 2109» инжектор модуль зажигания, настраивается иначе, нежели зажигание карбюраторной силовой установки.
Способы настройки зажигания на ВАЗ
В качестве материально-технического обеспечения процесса регулировки по данной методике вам понадобятся: специальный ключ для вращения коленвала и электрическая лампа напряжением 12 Вольт.Далее выполняем следующие мероприятия:
- Вращая коленчатый вал посредством специального ключа, выставляем его по меткам.
- К электрическому проводу, выходящему из трамблера к катушке зажигания, подключаем один из контактов электролампы (при помощи провода).
- Второй контакт электролампы подсоединяем к «-», то есть «массе».
- Центральный провод также замыкаем на «массу» автомобиля.
- Ослабляем болты, фиксирующие корпус трамблера, после чего включаем зажигание. Электролампа должна светиться.
- Осуществляем вращение корпуса трамблера (по часовой стрелке) до момента погасания электрической лампочки.
- После того, как лампа погаснет, вращаем корпус трамблера в обратную сторону. Движение необходимо выполнять как можно плавнее.
- Момент «загорания» электрической лампы – итоговая цель ваших манипуляций. Прекращаете вращение и заворачиваете болты, фиксирующие корпус трамблера.
Случается, что электролампа не «желает» светиться.
В этом случае, отверните стопорную гайку, фиксирующую пластину распределителя (при помощи ключа на «13»), поверните корпус (по часовой стрелке) на угол до 450, а затем – в обратном направлении до момента загорания. Заворачиваем гайку фиксации стопорной пластины, жестко удерживая при этом распределитель. Регулировка зажигания «ВАЗ 2109» первым способом выполнена.
Регулировка зажигания ВАЗ-2109
Основным элементом технического обеспечения этого способа установки зажигания «девятки» является стробоскоп. Подготовительные мероприятия выглядят следующим образом:
- С картера коробки переключения передач снимаем резинку, освобождая окно маховика.
- Высоковольтный провод 1-го цилиндра отсоединяем от крышки распределительного вала, а на его штатное место подключаем датчик стробоскопа.
- Подаем электропитание на стробоскоп от аккумуляторной батареи автомобиля.
- Запускаем двигатель транспортного средства.
Функционирующий стробоскоп генерирует и посылает световые импульсы (в такт с маховиком).
Ослабляете гайки крепления трамблера (три штуки) и начинаем вращать (плавно) распределитель зажигания, одновременно контролируя окно маховика. В момент, когда метка (поз.
1), нанесенная на маховике двигателя займет позицию, расположенную между средним делением (поз.2) и следующим делением (поз.3), прекратите вращение распределителя.
При соблюдении вышеописанных условий система зажигания «девятки» считается корректно выставленной и обеспечивает ровную и экономичную работу силовой установки транспортного средства.
Третий вариант регулировки
Настройка зажигания данным способом требует участия двух человек, один из которых должен находиться в салоне автомобиля. Подробнее это выглядит следующим образом:
- Регулировщик в салоне включает зажигание и контролирует по тахометру число оборотов.
- В моторном отсеке ослабляете крепежные болты корпуса трамблера, и начинаете его (корпус) вращать.
- Момент зажигания (цель настройки) определяется резким колебанием и возвращением к нулевой отметке стрелки тахометра.
- Корпус трамблера фиксируется в положении, инициирующем начало отклонения стрелки тахометра. Ввиду сложности его (положения) определения, операцию, скорее всего, придется выполнить неоднократно.
Контроль регулировки зажигания
Для того чтобы убедиться в корректности выполненных настроек, необходимо выполнить некоторые контрольные мероприятия. Рассмотрим перечень этих мероприятий:
- Прогреваем до «рабочей» температуры силовой агрегат и плавно нажимаем педаль акселератора, доводя обороты до максимальных. «Провалы» в работе силовой установки должны отсутствовать.
- Выезжаем на ровный участок дорожного полотна и разгоняем автомобиль до скорости 40-50 километров в час.
- Резко нажимаем педаль акселератора. Возникновение кратковременной детонации свидетельствует о том, что регулировка зажигания «ВАЗ 2109» выполнена правильно.
Внимание! Продолжительная детонация – симптом раннего зажигания, а отсутствие стука пальцев указывает на то, что установлено слишком позднее зажигание.
В заключение нашей статьи – пару слов об инжекторных «девятках». Установленный на «ВАЗ 2109» инжектор модуль зажигания регулируется через программирование ЭБУ (электронного блока управления).
Выполнение такой процедуры самостоятельно возможно (теоретически), но требует специального программного обеспечения созданного для конкретного типа контроллеров и определенных, достаточно специфических знаний.
Видео — Установка зажигания (ВАЗ 2109)
Источник: https://VipWash.ru/sistema-zazhiganiya/nastroika-zazhiganiya-vaz-2109
Все, что требуется знать о регулировке зажигания на ВАЗ 2109 карбюратор
Главная » Система зажигания » Все, что требуется знать о регулировке зажигания на ВАЗ 2109 карбюратор
От исправной работы всех составных элементов системы зажигания зависит работоспособность автомобильного двигателя в целом. Особенно, если речь идет о машинах отечественного производства.
Рано или поздно каждый автовладелец столкнется с необходимостью регулировки угла опережения зажигания (УОЗ), о чем мы расскажем в этой статье.
Ниже вы сможете узнать, как осуществляется регулировка зажигания ВАЗ 2109 карбюратор.
Что делать, если нет искры на свечах, что представляет собой схема подключения коммутатора, как быть, если не включается зажигание и каковы признаки слишком раннего УОЗ? Предлагаем более подробно узнать, как настроить и как проверить модуль на двигателе с инжектором или карбюратором. В случае с инжекторными силовыми агрегатами процедура настройки УОЗ осуществляется путем перепрограммирования управляющего блока, для этого требуется специальное программное обеспечение. Соответственно, такую процедуру лучше выполнять под присмотром специалистов на СТО.
Регулировка стробоскопом
Как произвести настройку и отрегулировать УОЗ на ВАЗ 2109 или 21099 при помощи стробоскопа? С такой задачей сможет справиться каждый, но нужно учитывать, если в работе модуля имеются неисправности, то вероятнее всего, регулировка не позволит решить проблему. Обороты двигателя при регулировке должны быть в районе 820-900 оборотов в минуту. Метод регулировки УОЗ при помощи стробоскопа считается одним из наиболее точных.
Как выполнить такую процедуру:
- Для начала нужно завести силовой агрегат и выставить соответствующее количество оборотов его работы. В том случае, если данное значение на карбюраторном двигателе выходит за пределы, то нужно произвести настройку соотношения воздуха и топлива для образования горючей смеси.
- Далее, необходимо от штуцера отсоединить вакуумную магистраль. Сделав это, двигатель авто следует заглушить, после чего в вакуумном шланге нужно будет убрать просвет. В том случае, если просвет отсутствует, то нужно будет выкрутить три гайки, которые крепят корпус трамблера или распределительного устройства.
- Когда эти действия будут выполнены, нужно будет извлечь прорезиненную пробку из картера трансмиссии, прямо за ней находится смотровое отверстие маховика. Кроме того, надо будет отключить высоковольтный провод от цилиндра под номером 1 от крышки распределительного узла.
- После этого следует активировать сам стробоскоп. Это устройство подключается вместо отсоединенного провода, а также к аккумуляторной батарее. После запуска силового агрегата устройство будет передавать импульсы в такт работы маховика. Корпус трамблера в данном случае будет проворачиваться до того момента, пока риска на нем не совпадет с той, что отмечена на самом маховике. Когда выставление метки будет завершено, нужно будет закрепить ее на месте. Для диагностики убедитесь в том, что отметки на маховике и коленчатом вале совпадают, если это так, то установка УОЗ была выполнена правильно (автор видео — Наиль Порошин).
Настройка с помощью лампочки
В том случае, если стробоскоп у вас отсутствует, то настройка момента может быть произведена при помощи обычной контрольной лампы, в частности, потребуется источник освещения на 12 вольт.
Как установить момент УОЗ с применением контрольной лампочки:
- Для правильно регулировки момента УЗО в «Девятке» с карбюраторным двигателем вам нужно будет провернуть коленвал до того момента, пока не совпадут метки. Для поворота коленчатого вала потребуется специальный ключ. В том случае, если ключ отсутствует, можно установить рычаг на коробке передач на четвертую скорость, после чего вручную поворачивать вал, пока риски не совпадут.
- Для регулировки вам надо будет подключить контрольную лампочку к проводу и распределительному механизму с катушкой. Второй контакт от источника освещения соединяется с заземлением, то есть кузовом транспортного средства.
- Далее, на корпусе распределительного устройства нужно будет немного ослабить болты, которые крепят его. Затем в замке зажигания нужно будет провернуть ключ. Если все работает правильно, то лампочка должна загореться.
- После выполнения этих действий нужно будет провернуть корпус распределительного механизма, поворачивается он до того момента, пока лампочка не перестанет гореть. После того, как это произойдет, корпус распределителя нужно будет провернуть в обратную сторону. Процедура регулировки останавливается в тот момент, когда лампа опять начнет гореть. Когда это произойдет, трамблер больше не нужно трогать, необходимо будет закрутить болты, которые его крепят (автор видео о реализации этого способа — Наиль Порошин).
Регулировка по тахометру
В том случае, если у вас нет ни стробоскопа, ни контрольной лампочки, то в принципе, и без этого можно будет решить проблему настройки УОЗ.
Для выполнения этой задачи вам потребуется обычный автомобильный тахометр, который предназначен для считывания оборотов коленчатого вала.
В данном случае для выполнения задачи вам потребуется помощь напарника, поскольку один из вас будет сидеть за рулем автомобиля, а второй в это же время будет вращать корпус распределителя.
Как выставить УОЗ с помощью тахометра:
- В первую очередь необходимо будет активировать зажигание и завести силовой агрегат, при этом обратите внимание на перемещение стрелки на приборе. Не во всех карбюраторных «девятках» имеется тахометр, поэтому процедура регулировки будет актуальна только для тех авто, в которых это устройство имеется.
- Когда двигатель будет запущен, вы или ваш помощник должны открутить болты, которые фиксируют корпус распределительного механизма. Сам трамблер после этого нужно будет повернуть.
- После того, как ключ в замке будет повернут, стрелка на циферблате устройства может резко дернуться, после чего вернуться в значение 0. Это нормально и переживать не стоит, трамблер выставляем до того момента, пока это не произойдет. Когда стрелка на тахометре будет перемещаться, то есть только начнет отклоняться, корпус трамблера нужно будет перестать вращать и надежно закрепить. Учтите, что такой метод требует внимательности и терпеливости, а также сосредоточенности, так что выполняя его впервые, не факт, что у вас все получится сделать правильно. Для регулировки потребуется время, учтите это.
Фотогалерея «Регулировка УОЗ по тахометру»
Как проверить правильность выполненных работ?
Если вы самостоятельно отрегулировали УОЗ, то также вам надо будет произвести проверку правильности выполненных действий.
Для выполнения проверки нужно будет сделать следующее:
- Заведите двигатель, диагностика осуществляется во время движения, для этого вам потребуется выехать на ровную дорогу.
- Для получения более точных результатов проверки вам нужно будет разогнать автомобиль примерно до 50 км/ч.
- После того, как эта скорость будет набрана, нужно будет включить четвертую передачу, а затем нажать резко на газ. При нажатии на педаль вы можете услышать, как из-под капота транспортного средства начнет доноситься детонация, то есть металлический стук. При этом сами звуки могут быть кратковременными. Если это так, то все действия по настройке вы выполнили верно и трамблер установлен правильно. В том случае, если звуки будут затяжными и длительными, то это будет говорить о том, что УОЗ выставлен слишком ранний, при этом детонация будет довольно громкой. При отсутствии каких-либо звуков из-под капота можно сделать вывод, что выставлен слишком поздний УОЗ.
Заключение
Приведенные выше сведения позволят вам самостоятельно отрегулировать угол опережения зажигания на «Девятке». При настройке учтите, что эта процедура требует времени и правильного подхода, поэтому если вы допустите ошибки при выполнении данной задачи, то есть вероятность, что двигатель начнет работать с перебоями. Будьте внимательны и строго соблюдайте все действия, описанные выше.
Загрузка …
Видео «Рекомендации специалиста касательно самостоятельной настройки УОЗ»
Какие нюансы следует учитывать при выполнении регулировки угла опережения — расскажет специалист в ролике (автор видео — Наиль Порошин).
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта AVTOKLEMA помогут вам, задать вопрос Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!Оценить пользу статьи: Загрузка…
Источник: https://avtoklema.com/ignition/regulirovka-zazhiganiya-vaz-2109-karbyurator-3181/
Система зажигания Ваз 2109
Главная • Ваз • 2109 • Электрика
Перед тем, как начать выставление зажигания Ваз 2109 нужно снять кожух ремня ГРМ и выставить верхнюю мертвую точку, так же можно выставить ВМТ и на коленвале, но для этого потребуется специальный ключ и это не очень удобно.
После того, как метки выставлены нaйдитe пpoвoд, кoтopый выxoдит из тpaмблepa нa кaтyшкy зaжигaния и к нему пoдключaeтe пpoвoд заранее приготовленной лaмпoчки или переноски, второй проводок от лампы или переноски подключите к массе двигателя или кузову, как удобнее.
После подключения лампы, можно ослабить три гайки трамблера и включить зажигание, в этот момент лампа или переноска должна загореться, плано вращаете корпус распределителя зажигания по часовой стрелки до тех пор, пока не погаснет лампа, как только она перестанет светить, начинаете плавно поворачивать в противоположную сторону до момента, пока лампа не загорится, как только лампа загорит, все, можно затягивать болты и пробовать заводить двигатель. Этот совет подойдет для тех, у кого нет стробоскопа, если есть стробоскоп, порядок зажигания ваз 2109 устанавливается более точно и проще.
Выставление зажигания Ваз 2109 с использованием стробоскопа
Для установки и регулировки зажигания Ваз 2109 необходимо:
- Снять резинку с картера КПП, чтобы добраться до окна маховика.
- Отсоединить высоковольтный провод первого цилиндра от крышки распредвала и на его место подключить датчик страбоскопа.
- Подключить стробоскоп к АКБ.
- Завести двигатель на холостом ходу.
- Стробоскоп подключен и работает, посылая импульсы в такт маховику, ослабив три гайки крепления трамблера плавно вращая распределитель зажигания смотрите на окно там должна отображается в такт с морганием стробоскопа метка — риска, как только риска сравняется с меткой, система зажигания Ваз 2109 будет выставлена как полагается, что приведет к ровной и экономичной работе двигателя.
- Порядок зажигания Ваз 2109 необходим при замене ремня ГРМ или любой другой операции на двигатель автомобиля Ваз связанный с газораспределительным механизмом.
Источник: http://remocars.ru/vazman/2109/elektrika/sistema-zazhiganiya-vaz-2109.html
Система зажигания «Девятки»: все, что нужно знать автолюбителю
Каждый владелец «девятки» время от времени может сталкиваться с проблемами, связанными с работой двигателя. В большинстве случаев эти проблемы напрямую связаны с системой зажигания. Из этой статьи мы предлагаем вам узнать, что представляет собой схема зажигания автомобиля ВАЗ 2109 инжектор и карбюратор, как осуществляется регулировка зажигания в домашних условиях.
Система зажигания ВАЗ 2109 представляет собой совокупность устройств и узлов, связанных между собой и гарантирующих возникновение электрического разряда. Этот разряд в соответствии с электросхемой предназначен для воспламенения топливной смеси в цилиндрах двигателя. Модуль зажигания ВАЗ — это достаточно значимый узел в техническом оборудовании транспортного средства.
Наиболее важным параметром в работе зажигания ВАЗ является момент возникновения искры, определяющий правильность функционирования всего узла. Этот параметр называется моментом СЗ, поскольку именно он определяет время воспламенения горючей смеси в системе. Если момент будет выставлен неверно, это приведет к различным проблемам в функционировании «девятки».
Схема коммутатора и катушки на автомобилях ВАЗ 2109, 2108, 21099
Чем грозят неисправности в зажигании?
Правильная работа системы в первую очередь зависит от того, как выставлен момент зажигания. Как показывает практика, на карбюраторных двигателях необходимо более точная регулировка момента.
Неисправности, описанные ниже, могут возникать по различным причинам — это могут быть и неисправности форсунок, и другие проблемы.
Но в первую очередь необходимо проверить порядок зажигания, правильно ли выставлен угол.
Ниже приведены основные неисправности, характерные для ВАЗ 21099 и 2109:
- Повышенная детонация мотора. Нажимая на педаль газа, водитель при этом будет слушать звенящий звук. Как правило, на ВАЗ 2109 инжектор или карбюратор такая проблема возникает у тех автовладельцев, которые ненадлежащим образом следят за своим транспортным средством. Одной из основных причин в данном случае является слишком ранее зажигания. Впоследствии это может привести не только к некорректной работе силового агрегата, но и возможной деформации поршневых колец.
- Появление черного дыма из глушителя при запуске мотора. Данная неисправность, как правило, свидетельствует о позднем зажигании. Чтобы решить проблему, необходимо правильно выставить угол опережения зажигания.
- Если мотор работает на холостых оборотах, он в целом функционирует неравномерно.
- Слишком поздняя настройка системы также может проявляться при нажатии на педаль газа. В этом случае силовой агрегат будет функционировать с перебоями, а когда водитель попытается нажать на педаль газа, могут проявляться провалы, то есть перестает на какое-то время работать. В итоге это может привести к неверному автомобильному ходу.
- Понижение тяги мотора, а также увеличение расхода бензина по сравнению с обычным режимом. При этом мотор не в состоянии быстро изменять режим функционирования. Все это говорит о неверной настройке СЗ, в частности, позднем зажигании. Основная причина связана с тем, что горючая смесь не может сгорать полностью (автор видео — Наиль Порошин).
Так что, если вы обнаружили один из признаков неисправностей, в первую очередь необходимо обратить внимание на зажигание ВАЗ 2109. Как показывает практика, проблема обычно заключается именно в нем.
Самостоятельная регулировка системы
Итак, для того, чтобы избавиться от неполадок, в первую очередь необходимо правильно выставить момент. Вам потребуется стандартный набор инструментов, включающий в себя отвертки и гаечные ключи. Чтобы приступить к процессу и выставить угол, заведите мотор и дайте ему прогреться до рабочей температуры, при этом обороты свободного хода должны быть не менее 800 в минуту.
Когда мотор прогреется, необходимо демонтировать силиконовую трубку, благодаря которой осуществляется разрежение со штуцера, ее основание установлено на карбюраторе. Свободный край нужно поднести к пальцу — если трубка к нему присосется, то это свидетельствует о наличии разрежения. Вам потребуется снизить число оборотов до того времени, пока разрежение не пропадет.
Выставление меток зажигания на автомобиле ВАЗ 2109
После этих действий заглушите мотор и перегните трубку, пока просвет полностью не исчезнет. Используя гаечный ключ, вам необходимо ослабить гайки, фиксирующие распределитель.
Когда вы извлечете пробку и прочистите смотровой люк от грязи, вы сможете видеть полоски, по которым выставляется момент.
Проверните маховик до того, пока он не совпадет с длинной полоской шкалы — такое положение говорит о том, что угол выставлен на нуле.
Теперь вам потребуется стробоскоп — именно с его помощью будет выставляться угол:
- Красный провод стробоскопа необходимо подключить к плюсовому выходу на катушке.
- Темный проводок подключается к массе.
- Фиксация осуществляется к проводкам на четвертом цилиндре. Ниже приведена подробная инструкция по выставлению угла зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 (автор видео — Ремонт автомобиля своими руками).
Как правильно выставить угол?
Чтобы в работе вакуумного регулятора опережения зажигания не было проблем, производим выставление угла своими руками.
Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Сначала заведите мотор. Число оборотов в соответствии с данными тахометра должно быть не выше 800 в минуту. Если ваше транспортное средство не оборудовано тахометром, вам придется установить его дополнительно. Без этого устройства произвести настройку угла правильно будет невозможно.
- Посветите стробоскопом на смотровое окно, расположенное на люке.
- Учитывайте то, что наиболее длинная отметка маховика должна располагаться на уровне нулевой отметки. Вам необходимо определить положение на метке, характерной для топлива, которую вы используете.
Данный угол необходимо изменять от нулевого положения в сторону лобового стекла транспортного средства. Чтобы не допустить ошибок, следует несильно проворачивать корпус устройства в правую сторону.
Благодаря этому угол опережения начинает увеличиваться, в то время как при движении влево он начнет уменьшаться.
Чтобы точно определить, в какую сторону необходимо регулировать, используйте шкалу трамблера.
Каждое деление на шкале соответствует 8 градусам, так что для того, чтобы не допустить ошибок, процедура регулировки должна осуществляться медленно. После выставления правильного угла трамблер отключается и фиксируется в необходимом положении.
Видео «Как правильно выставить зажигание на автомобиле ВАЗ 2109»
Еще один вариант выставления зажигания, только без использования стробоскопа, приведен на видео ниже (автор видео — Наиль Порошин).
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Источник: https://labavto.com/vaz/2109/sistema-zazhiganiya/
Как выставить зажигание на ВАЗ 2109 с карбюраторным и инжекторным двигателем своими руками
- Вопрос, как выставить зажигание на ВАЗ 2109, тревожит многих автолюбителей.
- И действительно, хозяева данных марок авто время от времени сталкиваются с проблемами, связанными с нестабильной работой силового узла.
- Привычный симптом — нормальный запуск мотора и его некорректная работа на холостых оборотах.
Какова причина данного явления? Существуют ли способы ее решения?
- Как утверждают опытные мастера, нужно обращать внимание на систему зажигания — именно она является главной причиной такой неисправности.
- При этом в 90% случаев проблему можно решить самостоятельно.
- Теоретическая база
- , не только ВАЗ 2109, но и других авто — цепь взаимосвязанных устройств и узлов, которые обеспечивают появление искры на и последующее воспламенение топливовоздушной смеси в ДВС.
- В состав системы входят:
- выключатель;
- коммутатор;
- катушка;
- распределитель;
- .
- Схема карбюратор.
- Схема карбюратор
- Схема инжектора.
- Схема инжектора
- Все эти элементы коммутируются с помощью проводов низкого и высокого напряжения.
- Одним из главных узлов является распределитель зажигания, который несет на себе две основные функции — задает момент подачи искры (в зависимости от оборотов силового узла) и подает искру к цилиндрам.
- От правильности работы упомянутых выше устройств зависит момент зажигания, то есть время, когда к свечам подается искра для воспламенения топливовоздушной смеси.
- Ошибочное выставление момента может стать причиной сбоев в работе двигателя, проблем с его пуском и «плаваний» вращения коленвала на холостых оборотах.
- Чтобы это исправить, нужно знать несколько нюансов, о которых и пойдет речь в статье.
Чем сулят неисправности зажигания
Сложности пуска силового узла, странный цвет выхлопных газов, некорректная работа мотора на холостых оборотах — все это может быть причиной неправильно отрегулированного момента зажигания.
При этом многие автолюбители винят карбюратор и тратят массу времени на его чистку или ремонт. В итоге уходят деньги, время, а результата нет.
С другой стороны, если система зажигания не выдает искру, а свечи регулярно заливаются, то проблема может быть в другом.
Неправильно выставленный угол проявляет себя следующим образом:
1. Появляется мощная детонация при работе силового узла.
Распознать проблему несложно. Главный признак — нехарактерный звон, который раздается при нажатии на педаль акселератора.
- Данная неисправность — обычное явление у автолюбителей, которые плохо следят за состоянием своего транспортного средства.
- Причина детонации — ранний момент зажигания, который не только снижает комфортность поездок на авто, но и может привести к деформации поршней.
- Как вариант, возможен дефект колец, которые в таком случае неизбежно придется менять.
2. .
— после пуска силового узла из выхлопной трубы валит дым черного цвета. Данная проблема — явное свидетельство преждевременного зажигания.
Черный
3. Падает мощность мотора.
Что особо заметно в момент набора скорости транспортным средством.
Между нажатием на педаль газа и началом ускорения автомобиля может быть задержка в несколько секунд. Если же авто и начинает ускоряться, то это происходит рывками.
4. Повышается расход топлива.
Одно из главных последствий неправильной настройки системы. Эта и описанная выше проблема — свидетельство позднего зажигания.
Объясняется это тем, что при достижении поршнем верхней точки топливная смесь не сгорает полностью и продолжает гореть даже при обратном движении поршня.
5. Неравномерный холостой ход.
Неправильно выставленное зажигание сразу проявляет себя сбоями работы мотора на «холостых».
В такой ситуации мастера рекомендуют первым делом произвести настройку, а уже после приниматься за проверку других систем.
Способы регулировки зажигания на ВАЗ-2109 своими руками (для карбюраторных моторов)
Проблемы с зажиганием все чаще появляются в старых версиях авто, оборудованных карбюраторным двигателем.
Если у вас именно такой ВАЗ-2109, то работа по настройке момента требует следующего оборудования и :
- стробоскоп (не обязательно, но его наличие позволит более точно выставить нужный угол);
- тахометр. Как правило, такой прибор — часть автомобильного тестера, поэтому проблем с поиском здесь не будет;
- отвертка (для проведения регулировки);
- ключ на «десять» (можно использовать рожковый или накидной вариант).
- Стробоскоп
- Как показывает практика, при настройке момента можно обойтись и без стробоскопа.
- Но если вы планируете самостоятельно обслуживать автомобиль, то наличие такого устройства в гараже — только плюс.
- Перед началом работ по установке угла зажигания выполните подготовительные работы:
- устанавливайте ключ в замок зажигания и заведите мотор;
- дожидайтесь пока силовой узел наберет температуру в 90 градусов Цельсия и увеличьте частоту оборотов до 800 (контролируйте показатель с помощью тахометра). Поднять скорость вращения коленвала можно двумя способами — попросить напарника нажать на педаль газа в автомобиле или потянуть за ручку регулятора на кожухе карбюратора;
- как только мотор прогрелся до нужной температуры, демонтируйте трубку, благодаря которой осуществляется разрежение со штуцера. Ручку для регулировки можно найти на панели распределителя системы зажигания (трамблере). Отсоединенный конец отброшенной трубки зажимайте пальцем, чтобы убедиться в наличии разрежения. Если таковое имеется, то необходимо поднять число оборотов до момента исчезновения разрежения;
- отключайте мотор и полностью перегибайте трубку. Обратите внимание, чтобы в проеме изделия не оставалось просвета. Берите ключ и слегка откручивайте гайки, которые фиксируют трамблер;
- доставайте пробку и вычищайте от загрязнений смотровой лючок со специальной шкалой (расположен на картере КПП). В данном лючке найдите полоски, необходимые для правильного выставления зажигания. Вот на них и нужно остановиться более подробно.
Установка по меткам: — берите отвертку со шлицом и поворачивайте маховик до момента достижения длинной полосы на шкале. В момент настройки зажигания проследите, чтобы длинная полоса находилась напротив треугольного выреза на шкале изделия. Данная позиция соответствует нулевому положению угла. При выставлении такого параметра 1-й и 4-й цилиндры мотора ВАЗ-2109 располагаются в позиции ВМТ; — в случае, когда шкалу видно плохо или нет уверенности в том, что нужная полоска является действительно длинной, то убедитесь в правильности ее позиции на шкиве распредвала. Чтобы выполнить эту работу, демонтируйте кожух ремня ГРМ. При этом нужная отметка должна совпасть с чертой на задней части кожуха ремня. Проверка с помощью стробоскопа выполняется следующим образом:
- красным проводом прикасайтесь к плюсовому контакту катушки;
- темный проводник набрасывайте на корпус;
- крепление подключайте к проводам, расположенным на 4-м цилиндре.
Как только приготовления заверены, можно приступать к точному выставлению момента зажигания. Делается это по следующему алгоритму:
- запускайте мотор и сводите число оборотов к минимуму (до 800, не более). Для измерений используйте подготовленный ранее тахометр;
- луч стробоскопа направляйте в специальное окошко для просмотра;
- наиболее длинная отметка маховика выставляется на уровне нуля (измеряется в градусах). Устанавливайте ту метку, которая характерна для применяемого вами топлива.
Корректировку угла стоит осуществлять, отталкиваясь от «нуля» длинной линии, то есть от центральной части треугольника. Чтобы исключить ошибку, проворачивайте корпус распределителя в правую сторону. При таком действии угол будет увеличиваться. Если же проворачивать крышку против часовой стрелки, то угол зажигания, наоборот, будет снижаться. Определить точное направление можно по шкале, нанесенной на трамблере автомобиля, где отмечен «плюс» и «минус». Одно деление на изделии приравнивается к 8 градусам. Следовательно, регулировка должна производиться без спешки. Как только нужная позиция найдена, фиксируйте трамблер. Проверку можно проводить со стробоскопом по лампочке 12 Вольт. Для этого:
- подключайте лампочку к проводу, который объединяет катушку зажигания и трамблер;
- подключайте лампочку к массе вторым проводником;
- коммутируйте центральный провод с «массой» вторым проводом;
- включайте зажигание и послабляйте крепления на трамблере;
- проворачивайте корпус до момента, пока лампочка не погаснет;
- как только лампочка перестала гореть, начинайте проворачивать крышку влево. При возгорании лампы закручивайте болты.
Способы регулировки зажигания на ВАЗ-2109 своими руками (для инжекторных моторов)
Чтобы проверить модуль зажигания авто с инжектором и мотором на 8 клапанов, запасайтесь следующим инструментом:
- специальным прибором для проведения теста;
- отверткой и ПК с установленным на нем софтом для диагностики инжекторного мотора.
Как выглядит модуль зажигания.
Не торопитесь проводить диагностику модуля до проверки работоспособности системы в целом. Сначала убедитесь в подключении клемм АКБ, после чего включайте зажигание (в данный момент начинается подкачка топлива по системе). Если загорается красная лампочка неисправности, то проверьте систему на факт поломки.
После выполнения описанных выше действий, убедитесь в правильности работы заслонки дросселя. Для этого поворачивайте ключ в замке зажигания и с помощью мультиметра проведите основные измерения. Напряжение в сети автомобиля должно быть от 12 Вольт и более, датчика — около 0.5 Вольт.
Уровень открытия заслонки — до 1%. Теперь выжимайте педаль акселератора и наблюдайте за показателями — они должны измениться в диапазоне около 4.5 Вольт. Чтобы сделать работу более эффективной, доводите показатель открытия заслонки дросселя до уровня 100%.
Далее отключайте регулятор, контролирующий поступление воздуха и добивайтесь открытия на 50%. На завершающем этапе отрегулируйте заслонку дросселя до момента полного закрытия.
Как проверить зажигание ВАЗ 2109 на работоспособность (инжектор, карбюратор)?
После выполнения описанной выше работы остается лишь проверить, насколько корректно произведена настройка. Сделать это можно по следующему алгоритму:
- Заводите авто и набирайте скорость до 50 км/ч.
- Переключите ручку КПП в положение четвертой передачи и жмите на педаль газа до пола. В этот момент прислушайтесь к звуку мотора.
Здесь возможны следующие варианты:
- если слышна детонация (легкая и короткая), то зажигание стоит правильное;
- если нет никаких посторонних звуков, то момент зажигания поздний. В такой ситуации послабляйте крепеж корпуса и проворачивайте его по ходу движения часовой стрелки;
- если детонация сильно слышна, то это значит, что зажигание слишком раннее. В такой ситуации нужно повернуть распределитель против движения часовой стрелки.
Повторяйте проверку снова, пока не будет достигнут ожидаемый результат.
Итоги
Как видно из статьи, измерение момента зажигания ВАЗ 2109 и его настройка возможна и своими руками, хотя для первого раза все выглядит довольно сложно. Есть мастера, которые специализируется только на таких работах, можно обратиться к ним. Ну а если нет, то остается лишь выделить немного времени, найти подходящий инструмент и выполнить описанную выше работу самостоятельно.
Источник: http://PortalVAZ.ru/kak-vystavit-zazhiganie-na-vaz-2109-s-karbyuratornym-i-inzhektornym-dvigatelem-svoimi-rukami/